Каталог книг

Волков Б. Психология детей младшего школьного возроста. Учебное пособие

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Волков Б. Психология детей младшего школьного возроста. Учебное пособие Волков Б. Психология детей младшего школьного возроста. Учебное пособие 803 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Волков Б. Психология детей младшего школьного возраста. Учебное пособие Волков Б. Психология детей младшего школьного возраста. Учебное пособие 939 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Волков Б. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы. Учебное пособие для вузов Волков Б. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы. Учебное пособие для вузов 600 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Гонина О. Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие Гонина О. Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие 424 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Мороз А., Берсенева Т. Уроки добролюбия. Учебное пособие для среднего школьного возроста Мороз А., Берсенева Т. Уроки добролюбия. Учебное пособие для среднего школьного возроста 495 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Елена Александровна Сорокоумова Гендерная психология. Я-концепция в становлении личности младшего школьника 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Елена Александровна Сорокоумова Гендерная психология. Я-концепция в становлении личности младшего школьника 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры 309 р. litres.ru В магазин >>
Исаева Т., Романова Н. Луговые травы. Учебное пособие для детей младшего школьного возраста Исаева Т., Романова Н. Луговые травы. Учебное пособие для детей младшего школьного возраста 122 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Волков Б. Психология детей младшего школьного возроста. Учебное пособие

Geum.ru Содержание

В учебном пособии рассматриваются особенности психического раз­вития ребенка в младшем школьном возрасте. Приводятся практические ситуации, ориентировочные ответы на них.

При изучении конкретных вопросов темы следует иметь в виду:

а) развитие и формирование личности младшего школьни­ка есть процесс социальный. Ребенок занимает социальную по­зицию школьника;

Весь материал учебного пособия представлен в виде обоб­щенных схематических моделей и краткого их описания. Схе­матические логические модели построены в соответствии с программой курса «Возрастная психология». Применение ме­тода моделирования учебного материала повышает эффектив­ность обучения и развития мыслительных операций. Модели­рование требует материализации абстрактных понятий, реф­лексии собственных учебных действий, выделения существен­ного и обобщения изучаемого материала.

В младшем школьном возрасте происходит равномерное физическое развитие, вплоть до подросткового возраста. Про­должается рост и созревание костей скелета, хотя скорость этих процессов различна у разных детей. Растут мышцы «сильные» и «ловкие» (по образному выражению П.Ф. Лесгафта) — увеличиваются физическая сила, выносливость и ловкость как у мальчиков, так и у девочек.

Социальная ситуация развития младшего школьника (схема 1)

У первоклассника, рано поступившего в школу

v- Ребенок очень удовлетворен игрой

•v- Ребенок приходит в 1-й класс без сформи­рованных предпосы-

•v* Ребенок вынуж­ден наравне с учебой занимать-

•Ф- Субъективное стремление к школе (резуль­тат подготовки) без объектив­ных предпосы-

лок перехода от игры к учебной деятельно­сти

тельности, тянется к

4" Но отставание, начавшееся в 1-м классе, может накапливаться

v- В поведении ребенка:

•v- В результате: об-

тика, направленная на

учителей и родителей

У дошкольника, запаздывающего с переходом в школу

•v- Игра отходит на второй план

•у> Ребенок готов к учеб­ной деятельности (субъ­ективно и объективно)

•v" С приходом в школу восстанав­ливается вну­тренний комфорт ребенка, а нега­тивные симпто­мы исчезают

4- Возникает жела-

тика ребенка направ-

ние стать школь-

лена на родителей

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Источник:

geum.ru

ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» Б

«ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» Б.С. Волков Психология детей младшего школьного возраста Учебное пособие Седьмое издание, . » Б А К А Л А В Р И А Т

ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»

Седьмое издание, переработанное и дополненное

КНОРУС • МОСКВА • 2016

Е.А. Орлова, д-р психол. наук, проф.,

В.Г. Степанов, канд. психол. наук, проф.

В67 Психология детей младшего школьного возраста : учебное пособие / Б.С. Волков. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2016. — 348 с. — (Бакалавриат).

ISBN 978-5-406-04143-7 DOI 10.15216/978-5-406-04143-7 Рассматриваются особенности психического развития детей младшего школьного возраста. Представленные в книге схемы, таблицы, многочисленные психологопедагогические ситуации с решениями помогут легко овладеть основными понятиями курса и научиться их использовать как в учебном процессе, так и в разных жизненных ситуациях.

Соответствует ФГОС ВО 3+.

Для студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры, обучающихся по гуманитарным и педагогическим направлениям.

УДК 159.922.7(075.8) ББК 88.8я73 Волков Борис Степанович ПСихОлОГия ДЕтЕй млАДшЕГО шКОльнОГО ВОзРАСтА Сертификат соответствия № РОСС RU. АЕ51. Н 16604 от 07.07.2014.

Изд. № 7759. Подписано в печать 04.06.2015. Формат 60 90/16.

Гарнитура «PetersburgC». Печать офсетная.

Усл. печ. л. 22,0. Уч.-изд. л. 15,0. Тираж 500 экз.

ООО «Издательство «КноРус».

117218, г. Москва, ул. Кедрова, д. 14, корп. 2.

E-mail: office@knorus.ru http://www.knorus.ru © Волков Б.С., 2016 ISBN 978-5-406-04143-7 © ООО «Издательство «КноРус», 2016 Оглавление от автора. 7 глава 1. Социальная ситуация развития младшего школьника. 9 глава 2. Учебная деятельность младшего школьника. 22 Учебная задача (учебная ситуация). 23 Учебные действия. 25 Действие контроля. 26 Действие оценки. 29 Мотивы учения м

глава 6. Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника.

. 97 глава 7. особенности личности младшего школьника. 106

Приложение 1. Психодиагностические таблицы причин трудностей в обучении младших школьников (по С.В. Вахрушеву). 197

Приложение 3. Деятельностный подход в образовании. 209 Ориентировочная часть деятельности. 211 Приложение 4. Виды трудностей при обучении письму и их возможные причины (по м.м. Безруких). 213 Приложение 5. Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины (по м.м. Безруких). 216 Приложение 6. Виды трудностей при обучении математике и их возможные причины (по м.м. Безруких) 218 Оглавление

М ладший школьный возраст — это период значительных позитивных изменений, поэтому очень важны достижения самого ребенка: в познании; в приобретении умений и навыков учебной деятельности; во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями; в обретении уверенности в себе, своих возможностях; в развитии потребности в успехе. Сделать это в дальнейшем, за пределами этого возрастного периода как сензитивного в этом отношении, будет трудно.

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления в школу. В настоящее время границы данного возраста установлены с 6–7 до 9–10 лет. В этот период происходит как физическое, так и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения.

При изучении конкретных вопросов обучения младшего школьника следует иметь в виду:

• развитие и формирование личности младшего школьника — процесс социальный: ребенок становится школьником;

• развитие и формирование личности осуществляется в процессе активной деятельности самого школьника;

• с поступлением ребенка в школу учение становится ведущим видом деятельности, в отличие от игры, и носит обязательный, целенаправленный, общественнозначимый и систематизированный характер;

• деятельность младшего школьника по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями со взрослыми и сверстниками.

Весь материал учебного пособия представлен в виде обобщенных схематических моделей и краткого их опиОт автора сания. Схематические модели построены в соответствии с программой курса: «Возрастная психология».

Итогом освоения учебного материала данного пособия должны быть ответы на вопросы и выполненные практические задания, которые даны в конце пособия.

Применение метода моделирования учебного материала повышает эффективность обучения и развития мыслительных операций. Моделирование требует материализации абстрактных понятий, рефлексии собственных учебных действий, выделения существенного и обобщенного в изучаемом материале.

По данным исследований психологов сегодняшний первоклассник существенно отличается от первоклассников прошлых лет.

У сегодняшних первоклассников:

1. Большие различия паспортного и физиологического возраста, различный уровень развития, степень эмоциональной и психической готовности к началу учебы.

2. Обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Она часто носит противоречивый характер, поэтому у детей возникает тревожность и неуверенность.

3. Более свободное и независимое поведение.

4. Присутствует недоверчивость к словам и поступкам взрослых. Не все сказанное взрослыми сегодняшние дети принимают на веру.

5. Здоровье более слабое.

6. Современные дети в большинстве своем перестали играть в коллективные игры, их заменили телевизор и компьютерные игры.

И, как следствие, дети приходят в школу, не обладая навыками общения, будучи практически не социализированными, т. е. плохо понимающими, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения.

Заслуженный работник высшей школы РФ Б. С. Волков ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ

СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО

П ереход от дошкольного детства к школьному происходит через кризис 7-ми лет. В этот период происходят существенные изменения всего психического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.

С наступлением кризиса 7-ми лет возникают трудности обучения и воспитания, ребенок перестает следовать привычным нормам поведения. Его поведение может быть немотивированным и даже демонстративным (манерничанье, кривляние).

За внешними проявлениями скрываются внутренние изменения. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим. Он начинает размышлять, прежде чем действовать, пытается оценить свой поступок с точки зрения результата. Поведение ребенка становится менее импульсивным, чем в дошкольном возрасте, появляется его произвольность, управляемость. Изменение восприятия своего места в системе отношений у ребенка в возрасте 7-ми лет ведет к изменению социальной ситуации развития. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода (см. схему 1).

Изменяется структура поведения ребенка. Как только ребенок пришел в класс, он уже школьник; он занимает новую социальную позицию (схема 2).

Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Ребенок постепенно включается в трудовую деятельность. Игра, хотя и продолжает занимать 10 Глава 1. Социальная ситуация развития младшего школьника

В зависимости от прохождения дошкольного периода детства и времени начала обучения в школе могут быть фазы кризиса у детей 6–7 лет (схема 3).

Первоклассник испытывает большую интеллектуальную, эмоциональную и физическую нагрузку, сопровождающуюся длительным статическим напряжением, связанным с соГлава 1. Социальная ситуация развития младшего школьника хранением определенной позы при работе в классе. Школьнику требуется длительное время для адаптации.

Докритическая Критическая Послекритическая Субъективное Получая 1-е замечание, Восстанавливаетстремление переживая неуспех ся эмоциональнок школе (резуль- в учебной деятельности, личностный тат подготовки) тянется к игре. комфорт, сглаживаетбез объективных Ребенок пережива- ся негативная предпосылок. ет эмоционально- симптоматика.

личностный дискомфорт. Отставание, начавВ поведении ребенка: шееся в 1-м классе, негативная симптома- может накапливаться.

тика, направленная на В результате — обучителей и родителей. щая неуспеваемость.

У дошкольника, запаздывающего с переходом в школу Игра отходит на Ребенок готов к учебной С приходом в школу второй план. деятельности (субъек- восстанавливается Ребенок тянется тивно и объективно). внутренний комфорт к продуктивно- Формально переход ребенка, а негативзначимой дея- к учебе запаздывает. ные симптомы истельности. Негативная симптома- чезают.

Возникает жела- тика ребенка направление стать школь- на на родителей.

Адаптация к школе имеет аспекты:

В физиологической адаптации выделяются три этапа (схема 4):

Схема 4 Этапы физиологической адаптации 1-й этап На весь комплекс воздействий в связи с начаОриентировочный лом обучения все системы организма ребенка (2–3 недели) отвечают большим напряжением.

2-й этап Организм ребенка ищет какие-то оптимальНеустойчивое ные варианты реакций на воздействия окруприспособление жающей среды. Нужно помнить, какую высонедели) кую цену платит организм в этот период.

3-й этап Организм находит наиболее подходящие Относительно варианты реагирования на нагрузку. Но надо устойчивое иметь в виду, что чем большее напряжение приспособление требуется от какой-либо системы, тем больнедели) ше ресурсов расходует организм.

Глава 1. Социальная ситуация развития младшего школьника Возможности детского организма не беспредельны, а длительное напряжение может привести к утомлению и нарушению здоровья.

Из 5–6 недель адаптации первые четыре наиболее сложные. Большие сложности возникают из-за состояния здоровья детей, которых условно можно разделить на 3 группы.

Из поступающих в школу только 20–25% являются здоровыми, которые и составляют 1-ю группу. Остальные имеют те или иные нарушения здоровья. У них адаптация протекает труднее. Труднее протекает адаптация и у «домашних»

детей, которые непривычны к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму учреждения. Значительно легче адаптируются дети, посещавшие детский сад.

Одним из показателей трудности процесса адаптации к школе является изменение поведения детей. Это может быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, заторможенность, депрессия, чувство страха, нежелание идти в школу.

Важными показателями психологической адаптации к школе являются формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем и овладение навыками учебной деятельности.

Социально-психологическая адаптация, по данным М. М. Безруких, проходит по-разному (схема 5).

Схема 5 Социально-психологическая адаптация младших школьников 1-я группа • быстрое включение в коллектив класса;

(56%) • хорошо осваиваются в школе;

1–2 мес. • приобретают друзей в классе;

• спокойно, доброжелательно выполняют все требования учителя.

2-я группа • требуется помощь взрослых в решении вопросов адаптации.

3-я группа • возникают значительные трудности;

(14%), долго • учебную программу не усваивают;

адаптируются. • преобладает негативная форма поведения;

• резко проявляют отрицательные эмоции.

14 Глава 1. Социальная ситуация развития младшего школьника Если изучать детей 3-й группы (это должен делать школьный психолог), то можно выявить разные причины такого поведения:

• ребенок нуждается в специальном лечении, у таких детей, возможно, нарушена психоневрологическая сфера;

• ребенок не готов к обучению в школе (к данной программе школы). Это могут быть дети из неблагополучных семей;

• ребенок отстает в учебе при плохом контакте с учителем, не умеет строить отношения со сверстниками. Такие дети становятся «изолированными», возникает реакция протеста.

Если вовремя не разобраться в причинах подобного поведения, возникает задержка психического развития (ЗПР), которая может привести к нервно-психической патологии.

Большинство детей психологически подготовлены к школе, и они идут учиться с радостью. Эта внутренняя позиция ребенка помогает ему быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня (схема 6).

Схема 6 Трудности адаптации младших школьников Трудности адаптации (обычно 4–7 недель)

1. Усвоение правил • обязанности школьника;

школьного режима • своевременность прихода на занятия;

• соблюдение школьного режима;

• выполнение домашнего задания.

2. Усвоение правил • неправильное восприятие ситуации урока;

взаимоотношений • непонимание истинного смысла професс учителем (взрос- сиональной роли учителя.

3. Усвоение правил • недостаточное развитие общения и сповзаимоотношений собности взаимодействия с другими со сверстниками детьми.

4. Усвоение правил • личностное пространство ребенка в семье;

взаимоотношений • отношения с братьями и сестрами;

детей с родителями • стиль родительского поведения и взаимоотношения с ребенком.

Глава 1. Социальная ситуация развития младшего школьника

5. Специфическое • высокая самооценка вызывает неправильотношение ребен- ную реакцию на замечания учителя. В река к самому себе, зультате: «Школа плохая», «Учитель злой»

к своим способ- и т. д.

ностям, к своей деятельности, ее результатам Большинство учащихся адаптируются быстро, но есть дети «группы риска», испытывающие трудности в обучении.

Основные причины трудностей в обучении младших школьников:

• уход от деятельности;

• развитие ребенка по игровому типу;

• развитие ребенка по типу негативистской демонстративности.

В Приложении 1 даются психодиагностические таблицы С. В. Вахрушева, составленные под руководством А. Ф. Ануфриева.

Трудности могут быть и у учащихся с избыточной психологической готовностью к обучению. Такие дети хорошо считают, читают, пишут, быстро выполняют задания. Но часто отвлекаются, так как им трудно следить за сбивчивыми ответами других учащихся, у них обычно низкая волевая готовность.

Без внимания учителя — выпадают из учебного процесса.

Период адаптации сокращается, если ребенок хорошо подготовлен к школе, а школа готова учить, развивать, любить разных детей; принимать и понимать их такими, какие они есть, и помогать их личностному росту. Важно, чтобы в такой школе учитель договаривался о нормах сотрудничества с учениками (Приложение 2).

16 Глава 1. Социальная ситуация развития младшего школьника Важно обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта.

Быть таким субъектом — значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т. е. хотеть, любить и уметь учиться.

В начальной школе происходит освоение ребенком новых социальных ролей: отличника, троечника, лентяя, члена общественной организации и др. (схема 7).

Схема 7 Освоение социальных ролей Глава 1. Социальная ситуация развития младшего школьника Если ребенок и хотел бы быть отличником, но ему трудно добиваться отличных успехов, и взрослые не помогают в этом, то происходит изменение роли (более легкий путь), например, на роль троечника. А если и эту роль не удается сохранить, то остается роль «классного шута». Неудачи обычно огорчают ребенка, но происходит привыкание к роли. Надо иметь в виду, что первые роли обычно сохраняются и во 2-м, 3-м и даже 10-м классах.

Первые роли могут стать главными ролями в жизни. Со стороны взрослых (учителей и родителей) должна быть действенная помощь ребенку в том, чтобы он занял более престижную роль.

С течением времени учебная нагрузка возрастает, но если от ученика не требуется познавательная самостоятельность, он не видит реальных успехов своей работы, не научился преодолевать трудности, его отношение к учебе может измениться в худшую сторону. Для того чтобы этого не произошло, необходимо развивать познавательный интерес к учебному материалу. Дальнейшее развитие этого интереса зависит от формирования у учащихся учебной деятельности.

СИТУАЦИЯ № 1. Позиция школьника не всегда связана с полноценным желанием учиться, овладевать знаниями. Ребенка могут привлекать только внешние атрибуты школьной жизни: портфель, тетради и пр.

Выделить содержательные аспекты школьной жизни должен помочь учитель. Чтобы учителю выполнить эту задачу, ребенок должен быть готов вступить с учителем в отношения нового типа.

Какой вид общения должен быть развит у ребенка до поступления в школу?

Решение. По определению М. И. Лисиной, должна быть развита внеситуативно-личностная форма общения.

В этом случае он будет воспринимать учителя как непререкаемый авторитет, образец для подражания. Его требования ребенок будет выполнять точно и быстро, а на 18 Глава 1. Социальная ситуация развития младшего школьника замечания не обижаться. При таком взаимоотношении с учителем школьник работает на уроке, не отвлекаясь на разговоры по посторонним вопросам.

СИТУАЦИЯ № 2. Ребенок, придя в школу, попадает в более трудные для него условия. Он сразу же лишается привычного для него стиля общения со взрослыми. Теперь взрослый противостоит всем его порывам, не соответствующим задачам урока.

Через какую деятельность могут быть реализованы потребности ребенка на признание?

Решение. Все успехи, кроме учебных, уже не имеют такого значения. Притязания на признание в условиях школы реализуются лишь через успеваемость. Дети ориентируются на оценочные отношения взрослых через призму конкретной учебной деятельности.

СИТУАЦИЯ № 3. Исследования показали, что успехи ученика в школе во многом определяются отношением его родителей к учебной деятельности их ребенка.

Какой должна быть общая стратегия поведения родителей в целях помощи детям для их более успешного обучения?

• установить такие отношения с детьми, которые характеризуются большой теплотой, заботой и любовью;

• знать реальные возможности своих детей и вселять в них веру, что они обязательно преуспеют в учебе и карьере;

• вселяя уверенность, поощрять детей к выполнению школьных заданий и дополнительных задач;

• контроль не должен быть авторитарным, а скорее авторитетным при ощущении ребенком родительского внимания;

Глава 1. Социальная ситуация развития младшего школьника

• постоянно общаясь с детьми, внимательно их выслушивать, подавать пример доброжелательного общения;

• поддерживать интерес детей к познанию, обсуждать вместе прочитанные книги, показывая пример собственного интереса к знаниям и умениям.

СИТУАЦИЯ № 4. В начальных классах проводился эксперимент. Ученики должны были дома изготовить коробочки. Причем изготовленные коробочки ученики группы «А» должны были отдать в руки учителя, группы «Б» отдать старосте, группы «В» просто сложить в общий ящик.

Будет ли одинаковый процент выполненных работ в разных классах? В какой группе задание будет выполнено лучше, с чем это связано?

Решение. Самый большой процент выполненных работ (100%) в случае, когда дети изделие сдавали учителю.

Старосте сдали свои работы 65% учащихся. В группе, которая действовала без контроля со стороны, выполнили задание всего 45% детей.

Коллектив в классе еще не создан, каждый сам за себя, и ответственность наименьшая. При контроле учителем процент выполненных работ наибольший. Это говорит о том, что в начальных классах учитель — очень уважаемая личность.

СИТУАЦИЯ № 5. Мать ученицы пишет: «В последнее время моя Лена, ученица 3-го класса, стала приходить из школы в плохом настроении. Вчера она все время рыдала, а наутро отказалась идти в школу. Сказала, что учительница ненавидит ее, специально унижает ее перед классом.

Лена всегда была очень ответственной».

Почему Лена уверена, что учительница ее ненавидит?

Каким должно быть поведение мамы?

Решение. Родители часто слышат от детей, что учительница их не любит. Это детская реакция обиды. Дети хотят нравиться учителям, жаждут их внимания и похвалы.

20 Глава 1. Социальная ситуация развития младшего школьника Эмоциональную реакцию обиды обычно может спровоцировать определенный стиль работы учителя — если он не совпадает с тем, как привык учиться ребенок.

Мама должна помочь дочери разобраться, что с ней происходит, разобраться, чего хочет учительница от дочери.

Убедить дочь, что все зависит от нее самой. Кто добивается хороших результатов и почему? В исключительных случаях совместно с учителем найти решение вопроса.

СИТУАЦИЯ № 6. Мама очень хотела помочь сыну Пете (6 лет 8 мес.) выполнять домашнее задание. Но, к ее удивлению, никакие советы сын не принимал, говоря, что надо делать так, как велела учительница.

Почему сложилась такая ситуация?

Решение. Петя в свои неполные семь лет готов выполнять посильные задания, но лишь постольку, поскольку они предложены учителем: авторитет его абсолютен.

Причем любое задание — и то, что в учебнике, и просьбу поливать цветы. А дома Петя не принимает никаких советов мамы.

СИТУАЦИЯ № 7. Маме Вани (7 лет) часто приходилось говорить сыну: «Делай так, как я тебе говорю».

Почему маме приходилось говорить сыну часто эти слова?

Решение. Это может быть в тех случаях, когда мама требует беспрекословного выполнения своих указаний без объяснения причины необходимости выполнения того или иного действия. В результате у Вани не сформируется самостоятельность, инициативность и другие необходимые качества.

Родители младших школьников часто испытывают двойственное чувство в оценке поведения своих детей, когда те не относятся к учебе ответственно:

с одной стороны, объясняют такое поведение леностью, Глава 1. Социальная ситуация развития младшего школьника с другой, оправдывают их тем, что они еще маленькие, не понимают, для чего им нужны знания.

Каким должно быть поведение родителей?

Решение. Наивно ожидать, что все встанет на свои места в более старшем возрасте. Необходимо вскрыть причины этого явления. Возможно, не сложились отношения с учителем или классом, отсутствуют внутренние стимулы, интерес и т. д. Важно создать положительную мотивацию учения.

ВОПРОС № 1. Как в ребенке развивать здоровое честолюбие, волю к победе?

Ответ. Это необходимо делать, прежде всего, поощряя те достоинства, которыми ребенок уже обладает. Но чаще всего родители пытаются удовлетворить и реализовать свои амбиции за счет детей.

Родители должны уметь радоваться малейшей искорке успехов ребенка.

Нельзя травмировать постоянными сравнениями, в таких ситуациях ребенок может «спасаться» тем, что в противовес высказываниям мамы о его неумении рисовать, будет думать про себя (или вслух):

«Зато я хорошо пою!» «Зато» спасает его, поддерживает в нем самоуважение и страхует от зависти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. — М., 1978.

2. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984.

3. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М., 1986.

4. Амонашвили Ш. А. Единство цели. — М., 1987.

5. Анкудинова Н. Е. О развитии самостоятельности у детей // Хрестоматия по детской психологии. Под ред.

Г. А. Урунтаевой. — М., 1997.

6. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении? — М., 1997.

7. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М., 1976.

8. Астапов В. М., Герасимов Ф. М. Психологическое обследование детей с нарушениями развития. — М., 1993.

9. Безруких М. М. Если ваш ребенок левша. — М., 1994.

10. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. — М., 1991.

11. Белова Е. Ребенок идет в первый класс // Дошкольное воспитание. — 1995, № 8.

12. Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. — Минск, 1980.

13. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афонасьева Е. М., Васильева И. Л. Работа психолога в начальной школе. — М., 2001.

14. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. — М., 2001.

Литература 263 Литература

15. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1993.

16. Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. — М., 1987.

17. Быков П. В., Шульга Т. И. Психологическая служба в учреждениях социально-психологической поддержки детей и подростков. — М., 2001.

18. Варначева Л. В., Гусева Т. А., Джузенова Р. Б. и др.

Школьные проблемы глазами психолога. — М., 1998.

19. Вельчинская Т. П. Психологические проблемы дезадаптации детей младшего школьного возраста. — М., 2000.

20. Венгер А. Л. Психологические особенности шестилетних детей. Обучение детей с шестилетнего возраста. — М., 1985.

21. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником // Дошкольное воспитание. — 1995, № 8.

22. Венгер Л. Если у ребенка низкие результаты готовности к школе, то нужны занятия // Дошкольное воспитание. — 1995, № 11.

23. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. — М., 2000.

24. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред.

Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. — М., 1966.

25. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология в вопросах и ответах. — М., 2001.

26. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. — М., 2008.

27. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология:

В 2 ч. Ч. 2. От младшего школьника до юношества. Ситуации. — М., 2008.

28. Волков Б. С., Волкова Н. В. Готовим ребенка к школе. — М., 2008.

342 Литература 264 Литература

29. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. — М., 2008.

30. Волков Б. С., Волкова Н.В. Детская психология от рождения до школы. — М., 2009.

31. Волков Б. С., Волкова Н. В. Практические вопросы детской психологии. — М., 2009.

32. Выготский Л. С. Детская психология // Собр. соч. в 6 т.

33. Гаврилычева Г. Ф. Вначале было детство. Диагностика изучения личности младшего школьника // Начальная школа. — 1994, № 1.

34. Гамезо М. В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. — М., 1998.

35. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. — М., 2003.

36. Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка // Начальная школа. — 1999, № 3.

37. Гильбух Ю. З. Методика отслеживания успеваемости и психологического развития учащихся в общеобразовательной школе. — Киев, 1994.

38. Глассер В. А. Школы без неудачников. — М., 1991.

39. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972.

40. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

41. Давыдов В. В. Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной // Дошкольное воспитание. — 1998, № 5.

42. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. — 1992, № 3–4.

43. Детская практическая психология: Учебник / Под ред.

Т. Д. Марцинковской. — М., 2001.

Литература 265 Литература

44. Детская практическая психология: Методическая разработка // Составитель Ю. А. Афонькина. — Мурманск, 2000.

45. Дробниская А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей. — М., 2001.

46. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. — М., 2008.

47. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка. — М., 2000.

48. Дусавицкий А. К., Портная Е. А. Об особенностях развития учения младших школьников // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под. ред.

В. В. Давыдова. — М., 1977.

49. Егошина Е. В. Методика исследования мотивов учения // Начальная школа. — 1995, № 6.

50. Зак А. З. Диагностика мышления детей 6–10 лет. — М., 1993.

51. Захарова А. В., Андрушенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. — 1980, № 4.

52. Иванова Л. И. Развитие творческих способностей школьников // Начальная школа. — 1994, № 11.

53. Кикоин Е. И. Младший школьник. Возможности изучения и развития внимания. — М., 1993.

54. Климов Е. А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. — М., 1986.

55. Колюцкий В. Н. Возрастная психология. — М., 2001.

56. Кузьмина Н. В. Развитие познавательной деятельности на уроках // Начальная школа. — 1995, № 6.

57. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М., 1996.

58. Леви В. Нестандартный ребенок. — СПб., 1993.

344 Литература 266 Литература

59. Лейченко Л. А. Обучение без отметок — будущее школы // Начальная школа. — 1995, № 4.

60. Локалова Н. Н. Слабоуспевающий школьник: психологическое обучение и коррекционная работа // Начальная школа. — 1992, № 11–12.

61. Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. — М., 1993.

62. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., 1983.

63. Матейчек З. Родители и дети. — М., 1992.

64. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. — М., 1984.

65. Морозова Л. В. Зрительное восприятие и школьные трудности // Начальная школа. — 1995, № 8.

66. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. — М., 1990.

67. Нежнова Т. А. Психологические различия в отношении к школе и учению у 6-ти и 7-летних школьников в начале и в конце первого года обучения. — М., 1981.

68. Нежнова Т. А., Филиппова Е. В. Различия в эмоциональном отношении к школе и учению у детей шести и семилетнего возраста, обучающихся и не обучающихся в школе. — М., 1981.

69. Нежнова Т. А., Филиппова Е. В. Исследования эмоционального отношения к школе и учителю у детей 6–7 лет // Новые исследования в психологии. — 1983, № 2.

70. Некоторые особенности проявления специфических особенностей у младших школьников // Психологические проблемы учебной деятельности у младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1976.

Литература 267 Литература

71. Николаев А. Б. Детский сад в начальной школе: Психологический аспект преемственности // Вопросы психологии. — 1990, № 1.

72. Николаечев Б. О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. — М., 1976.

73. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. — М., 1995.

74. Овчарова Р. В. Технология практического психолога образования. — М., 2000.

75. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка. — М., 2000.

76. Ольшанников А. Е., Семенов В. В., Смирнов Л. М. Оценка методик, диагностирующих эмоциональность // Вопросы психологии. — 1976, № 5.

77. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженов. 2-е изд. — М., 1988.

78. Прихожан А. М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. — М., 2000.

79. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование / Под ред.

В. В. Давыдова. — М., 1990.

80. Психологические возможности младших школьников в усвоении математики / Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1969.

81. Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1977.

82. Реан Ю. В., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1999.

83. Репкина Н. В. Что такое развивающее обучение? — Томск, 1993.

84. Родари Дж. Грамматика фантазии. — М., 1990.

346 Литература 268 Литература

85. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. — 1990, № 3.

86. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. — М., 2002.

87. Степанова О. А., Вайнер М. Э., Чутко Н. Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. — М., 2003.

88. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М., 1988.

89. Трегубова Г. В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка // Начальная школа. — 1995, № 6.

90. Урунтаева Г. А. и др. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1993.

91. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучий / Под ред. Ю. З. Гильбуха. — Киев, 1997.

92. Учимся общаться с ребенком / Под ред. А. В. Петровского и др. — М., 1993.

93. Фридман Л. М. Изучение процесса личностного развития ученика. — М., 1998.

94. Фридман Л. М. Психология в современной школе. — М., 2001.

95. Фридман Л. М. Психология детей и подростков. — М., 2003.

96. Хрестоматия по детской психологии / Под ред.

Г. А. Урунтаевой. — М., 1997.

97. Хрестоматия по возрастной психологии: Младший школьный возраст / Сост. И. В. Дубровина и др. — М., 1999.

98. Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе. — М., 1985.

99. Цукерман Г. А. Виды общения и обучения. — М., 1993.

Литература 269 Литература

100. Шустова Л. А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению // Вопросы психологии. — 1990, № 4.

101. Щуркова Н. Е. Классное руководство: игровые методики. — М., 2006.

102. Щуркова Н. Е. и др. Детская психология. 7-е изд. — М., 2008.

103. Экман П. Почему дети лгут? — М., 1993.

104. Эльконин Д. Б. Психология обучения младших школьников. — М., 1974.

105. Яшнова О. А. Успешность младшего школьника. — М., 2003.

«Социология права. Девиантное поведение © 2004 г. А.Ю. СОЛНЫШКОВ ДЕДОВЩИНА: ТИП ОТНОШЕНИЯ К ЗНАЧИМОМУ ДРУГОМУ СОЛНЫШКОВ Алексей Юрьевич психолог Центра медико-социальною сопровождения Взаимодействие Управления образ. »

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского» Балашовский институт (филиал) Кафедра психологии ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМЫХ РЕШЕНИЙ В С. »

«УДК 1(09) МЕЖДУ ПСИХОПАТОЛОГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ: ПУТЬ ЯСПЕРСА © 2008 О. А. Власова кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии e-mail: olgavlasova@mail.ru Курский государственный универ. »

«Алексей Николаевич Леонтьев Лекции по общей психологии http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=3301345 Лекции по общей психологии. / Леонтьев А.Н. (Под редакцией Д.А.Леонтьева, Е.Е.Соколовой): Смысл, Издательс. »

«100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ МОСКВА «ВЕЧЕ» 2004 Автор-составитель Яровицкий В.ВВЕДЕНИЕ Книга «100 великих психологов» вполне могла бы называться иначе. Например, «200 великих психологов» или «300» и даже больше. Вопрос о том. »

«АКЦИОНЕРНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ Матыцин И. В. Научный руководитель – старший преподаватель Рычкова Н. Ю. Сибирский федеральный университет В мировой практике акционерные соглашения существуют давно и являются удобным решением всех корпоративных споров, так как позволяют в дополнении к закону и учредительным документам регулирова. »

«© 1993 г.ТЕОДОР АДОРНО ТИПЫ И СИНДРОМЫ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД (фрагменты из Авторитарной личности) АДОРНО Теодор <1903—1969) — немецкий философ, социолог и музыковед. С1930 а. сотрудник Института социальных иссл. »

«©2000 г. К. ИСАЕВ, А.Т. АЛАМАНОВА, А.Б. АЛДАШЕВА ОБУЧЕНИЕ И ПЕРЕОБУЧЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ В КЫРГЫЗСТАНЕ ИСАЕВ Кусеин доктор философских наук, профессор социологии Бишкекского гуманитарного университета, ч. »

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник:

pdf.knigi-x.ru

Волков Б. Психология детей младшего школьного возроста. Учебное пособие в городе Казань

В представленном интернет каталоге вы можете найти Волков Б. Психология детей младшего школьного возроста. Учебное пособие по разумной стоимости, сравнить цены, а также посмотреть прочие предложения в категории Наука и образование. Ознакомиться с свойствами, ценами и рецензиями товара. Транспортировка производится в любой город России, например: Казань, Астрахань, Краснодар.