Каталог книг

Психология руководства. Учебное пособие

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

В книге рассматриваются проблемы психологии руководства и лидерства в процессе труда, стили и эффективность руководства, типы руководителей и концепции типов лидерства, теории и практика лидерства и многие другие вопросы. Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, менеджеров и управляющих различных учреждений и фирм, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами руководства фирм.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Райгородский Д.Я.,ред. Психология руководства. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента. Райгородский Д.Я.,ред. Психология руководства. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента. 242 р. bookvoed.ru В магазин >>
Психология руководства. Учебное пособие Психология руководства. Учебное пособие 311 р. labirint.ru В магазин >>
Болотова А., Молчанова О. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие Болотова А., Молчанова О. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие 313 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
И. Ю. Кулагина Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие для вузов И. Ю. Кулагина Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие для вузов 617 р. ozon.ru В магазин >>
Пряжников Н. Психология элиты. Психология маленького человека. Книга с двойным входом. Учебное пособие Пряжников Н. Психология элиты. Психология маленького человека. Книга с двойным входом. Учебное пособие 338 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Караванова Л. Психология Учебное пособие Караванова Л. Психология Учебное пособие 246 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Леонтьева В. Психология. Учебное пособие Леонтьева В. Психология. Учебное пособие 455 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Психология управления

Психология управления. Урбанович А.А.

Мн.: Харвест, 2003 - 640 с.

В учебном пособии раскрываются теоретические основы психологии управления, характерные особенности личности руководителя и подчиненного, основы делового общения и взаимодействия, сущность управления групповыми процессами, явлениями, конфликтными ситуациями, а также методы и средства преодоления стрессов и кризисов в деятельности руководителя.

В разделе «Практикум» содержатся тестовые методики, позволяющие глубже узнать себя и окружающих, осуществлять эффективную управленческую деятельность.

Пособие предназначено лицам изучающим психологию управления как учебную дисциплину, а также менеджерам, психологам, социологам и всем, кто интересуется психологическими аспектами управленческой деятельности.

Скачать / Download файл

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ. ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

ГЛАВА 3. ЛИЧНОСТЬ ПОДЧИНЕННОГО. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЕГО ПОВЕДЕНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

ГЛАВА 5. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

ГЛАВА 6. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ

ГЛАВА 7. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ И ПРОЦЕССАМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

ГЛАВА 8. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

ГЛАВА 9. ЗДОРОВЬЕ РУКОВОДИТЕЛЯ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССОВ И ЖИЗНЕННЫХ КРИЗИСОВ

Источник:

www.alleng.ru

Книга - Психология управления: учебное пособие - Антонова Наталья - Читать онлайн, Страница 1

Психология управления: учебное пособие

Наталья Викторовна Антонова

Психология управления. Учебное пособие

В последние годы значительно повысился интерес к психологии управления как науке и учебной дисциплине, что связано с общей психологизацией производства и управления, повышением внимания к «человеческому фактору». Психология управления как дисциплина преподается теперь не только узким специалистам в данной области – менеджерам по персоналу, экономистам и психологам, но и медикам, сельскохозяйственным работникам, сотрудникам МВД, а также представителям различных гуманитарных специальностей.

Несмотря на появление значительного количества книг и учебных пособий по психологии управления, изданных за последние несколько лет, большинство из них все же не обеспечивают всех потребностей образовательного рынка. Так, многие пособия предназначены или для руководителей и менеджеров, вовсе не изучавших психологию ранее (и в этом случае они охватывают практически все аспекты общей и социальной психологии), или же созданы для подготовки специалистов конкретной специальности. Разработка данного пособия вызвана потребностью в учебном пособии для студентов, знакомых с общей и социальной психологией, в то же время не имеющих узкой специализации, такой как, например, управление персоналом.

В данном пособии предпринята попытка синтеза традиционных, устоявшихся теоретических моделей отечественной и зарубежной психологии, и новых концептуальных парадигм.

Методические указания для преподавателей

Данное учебное пособие структурировано с учетом психологических закономерностей памяти и восприятия и состоит из пяти основных разделов – смысловых блоков. Каждый раздел, в свою очередь, состоит из 3–4 подразделов. Каждый подраздел является целостной учебной единицей и включает: название темы занятия; основные понятия, которые должен усвоить студент; краткое изложение теоретического материала по данной теме; вопросы для промежуточного контроля на семинарском занятии; задания для самостоятельного выполнения студентами на занятии или дома (определяется преподавателем). В соответствии с учебным планом преподаватель может отбирать темы и давать студентам задания для их отработки на занятиях.

Все тестовые и опросные методики, используемые для самостоятельной работы студентов, собраны для удобства в приложении. Методики подобраны таким образом, чтобы их легко было использовать на занятии (краткость, понятность, ясность интерпретаций, соответствие выводов изучаемому теоретическому материалу).

Заметим, что отобранные нами тестовые и опросные методики служат целям обучения и демонстрации некоторых психологических феноменов, а отнюдь не психодиагностическим или научно-исследовательским целям! Для профессионального использования описанных методик просим обращаться к их разработчикам или специальной психодиагностической литературе.

В пособии приведены также примерные вопросы для итогового контроля знаний студентов, темы рефератов, контрольных работ, тестовые задания и учебные задачи.

Методические указания для студентов

Учебное пособие предназначено для подготовки и проведения семинарских и практических занятий по курсу «Психология управления». При подготовке к занятию вам следует прочитать теоретический материал по заданной теме и соотнести его с материалом, изложенным преподавателем на лекции.

Основные понятия и персоналии, которые необходимо знать, выделены в начале каждой главы. Определения этих понятий вы найдете в тексте. Вы можете также выписать определения основных понятий из психологического словаря.

В пособии приводится краткое изложение теоретического материала, который необходимо знать по изучаемой теме. Однако данное пособие не является курсом лекций, поэтому для более углубленного изучения темы следует прочитать также рекомендованную литературу. Затем вы можете проверить степень своей подготовленности, ответив на вопросы для промежуточного контроля и сформулировав устно или письменно определения основных понятий темы. Преподаватель может также дать вам некоторые задания на дом (например, ответить на вопросы теста или опросника). Эти тесты вы найдете в приложении.

Не стоит относиться к результатам теста как к диагнозу. Работа с тестами и опросниками – это способ лучше понять себя и глубже исследовать изучаемые в курсе закономерности. Результаты выполнения тестов вы можете обсудить с преподавателем.

Глава 1 ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Психология управления как наука

Основные понятия: управление, психология управления, уровни управления, функции управления, субъект управления, объект управления, методы управления, успешность управления

Психология управления изучает психологические закономерности процесса управления людьми и группами людей.

Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. Таким образом, первоначально управление рассматривалось именно как управление информацией. В настоящее время акцент делается на управлении поведением людей. В менеджменте управление понимается более широко – как деятельность по упорядочению и координации производственной и социальной сферы [Вачугов и др., 2001]. К объектам управления относят: инновации, производство, рынок, финансы, информацию, снабжение, кадры. Соответственно рассматривают управление финансами, инновациями и т. д. Однако с точки зрения социально-психологического подхода все производственные процессы осуществляются людьми – сотрудниками организации; следовательно, и управление этими процессами связано в первую очередь с управлением поведением этих людей.

Проблемами управления занимаются многие науки: информатика, юриспруденция, философия, психология, педагогика, эргономика, социология и др. Психология занимает среди них одно из ведущих мест. Основные отрасли психологии, дающие теоретический материал для психологии управления: социальная психология, психология труда, психология личности, а также некоторые разделы общей психологии. Психологию управления можно считать прикладной отраслью социальной психологии [Андреева, 2000].

Управление – это процесс достижения цели усилиями других людей [Ладанов, 1997]. Таким образом, в процессе управления составляющие деятельности по достижению цели разделяются между ее участниками: цели ставит один человек, а действия и операции, направленные на их достижение, производятся другими людьми. В связи с этим возникает основная проблема управления: каким образом побудить людей к совершению действий для достижения данной цели, которая может быть им совершенно чуждой?

В организации обычно существует несколько уровней управления, причем вышестоящий руководитель координирует работу нижестоящих руководителей. Название должности обычно соотносится с уровнем управления, на котором находится руководитель. Количество уровней управления зависит от размера организации. Все уровни управления делятся на три основные категории.

1. Институциональный уровень – высший уровень управления (управление высшего звена, топ-менеджмент) – самый малочисленный: это президенты и вице-президенты компаний, министры, ректоры учебных заведений и т. д.

2. Управленческий уровень – руководство среднего звена; эти руководители подчинены руководителям высшего звена управления, осуществляют координацию и контроль за работой руководителя низшего уровня. Если организация имеет много уровней управления, средний уровень делится на два и более дополнительных уровней. Это могут быть заведующие отделами, деканы, заведующие секторами и т. д.

3. Технический уровень – руководители низшего звена – осуществляют непосредственный контроль за выполнением заданий. Это мастера, бригадиры и т. п.

Выделяют следующие функции управления.

1. Планирование – одна из важнейших функций, обеспечивает основу для осуществления всех остальных. Заключается данная функция в выработке направлений и средств достижения целей организации.

2. Организация – действия руководителя, направленные на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов для достижения конкретной цели.

3. Мотивация – разработка и использование стимулов для эффективного выполнения подчиненными распоряжений руководителя.

4. Контроль – мониторинг результатов деятельности по достижению цели. Содержание этой функции включает анализ деятельности: наблюдение за деятельностью, сравнение ее параметров с заданным эталоном; количественную и качественную оценку деятельности; выявление отклонений; определение более эффективных способов выполнения деятельности.

Представление о структуре управления дает рис. 1.

1. Субъект управления – руководитель, наделенный управленческими полномочиями и осуществляющий управленческую деятельность.

2. Объект управления – люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления.

3. Управленческие воздействия (или методы управления) – система мер, используемая субъектом управления для воздействия на объект управления.

4. Цель – будущее желаемое состояние объекта воздействия или результат его деятельности. Может формулироваться субъектом управления или быть заданной извне (со стороны более высоких уровней управления).

Рис. 1. Соотношение элементов процесса управления (структура управления)

Цели могут быть: а) стратегические (отдаленные); б) тактические (промежуточные). Стратегические цели определяют тактические, а те, в свою очередь, определяют задачи управления – конкретные вопросы, решение которых приводит к достижению цели.

Управление может быть успешным, если субъект управления определил цель взаимодействия, а объект имеет способы и возможности для ее реализации.

Для успешного управления необходимо наличие:

1) у субъекта управления – мотивации и возможности руководить;

2) у объекта управления – мотивации и способности выполнять задачи.

Выделение в качестве элементов управления субъекта и объекта управления ставит вторую проблему управления: проблему манипулятивности управленческих воздействий. Восприятие управляемого (подчиненного) как объекта воздействий неизбежно приводит к манипуляции в управленческом взаимодействии. Эту проблему мы подробнее рассмотрим в разделе «Общение в организации».

В действительности управляемые люди (и организации) также являются активными субъектами, что приводит к неоднозначности их реакций на управленческие воздействия. Недостаточное внимание к этому факту (так называемому «человеческому фактору») часто приводит к тому, что при выборе воздействий и методов управления не учитываются индивидуальные особенности подчиненных. В результате их реакции на воздействия оказываются далекими от ожидаемых, и цель деятельности не достигается.

Вопросы для промежуточного контроля

1. Что является предметом психологии управления?

2. В чем состоит сущность управления?

3. Каковы функции управления?

4. Какова структура процесса управления?

5. В чем состоит проблема выделения объекта управления?

6. Что обеспечивает успешность управления?

Задания для работы на занятии и самостоятельной работы

Задание 1. Обсудите в микрогруппах вопрос: может ли быть управление без манипуляции? Представьте результаты своего обсуждения.

Задание 2. Проанализируйте процесс управления на знакомом вам уровне (школа, вуз, предприятие, где вы работали или работаете) с точки зрения его структуры и функций.

Розанова В А. Психология управления: учеб. пособие. М.: Альфа-Пресс, 2008.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000 (или любое издание).

Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. М.: Перспектива, 1997.

Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение: Поведение человека на рабочем месте / под ред. Ю.Н. Каптуневского. СПб.: Питер, 2000.

Бандурка A.M., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998.

Вачугов Д.Д., Веснин В.Р., Кислякова И.А. Практикум по менеджменту. Деловые игры / под ред. Д.Д. Вачугова. М.: Высшая школа, 2001.

Грейсон Дж. К., О\'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991.

Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001.

Занковский А.И. Организационная психология. М.: Флинта, 2000.

Кабаченко Т.С. Психология управления: учеб. пособие. М.: Пед. о-во России, 2000.

Мескон М., Альберт М., Xeдoури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002.

Психология управления. Практикум / под ред. Н.Д. Твороговой. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.

Свенцицкий А.П. Социальная психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.

Источник:

detectivebooks.ru

Психология управления, Учебное пособие, Кабаченко Т

Психология управления, Учебное пособие, Кабаченко Т.С., 2005

Психология управления, Учебное пособие, Кабаченко Т.С., 2005.

Пособие предназначено для преподавателей ВУЗов, студентов-психологов, аспирантов, специализирующихся в области психологии труда, психологии управления, для исследователей, разрабатывающих проблемы организационной психологии, а также для психологов, практикующих на предприятиях, фирмах, занимающихся подготовкой и консультированием руководителей.

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ.

1.1. Постановка проблемы

Первый вопрос, который, как правило, задается в связи с освоением какой-либо новой научной дисциплины, является вопрос о предмете этой дисциплины. Если рассматривать под этим углом зрения положение дел в отечественной психологии управления, то придется признать, что, несмотря на значительную историю разработки соответствующих проблем, вопрос о предмете этой науки нельзя считать разрешенным.

Глава 1. Предмет психологии управления 6

1.1. Постановка проблемы 6

1.2. Первичные понятия и допущения 9

1.2.1. Организация 12

1.2.2. Управление 14

1.2.3. Основные управленческие функции 17

1.3. Предмет психологии управления 22

Глава 2. Руководитель в организации 26

2.1. Понятие структуры организации 26

2.2. Подсистемы организации 26

2.3. Руководитель как субъект подсистем организации 28

2.4. Амбивалентность внешних побудителей поведения как условие формирования индивидуального стиля деятельности руководителя 31

Глава 3. Руководитель в структуре формальной подсистемы организации 35

3.1. Понятие должности и должностного лица 35

3.2. Психологические особенности деятельности руководителя в линейных организационных структурах 38

3.3. Психологические особенности деятельности руководителя в функциональных организационных структурах 50

3.4. Психологические особенности деятельности руководителей в штабных и матричных системах соподчинения

3.5. Интернализованная роль и институциональное управление 57

3.6. Методы управления как инструмент институционального управления 60

Глава 4. Психологические особенности реализации функции планирования в управлении 64

4.1. Сущность планирования 64

4.2. Организационные факторы как предпосылки возникновения психологических проблем при реализации планирования 67

4.3. Планирование и фактор неопределенности 72

4.4. Психологические механизмы снижения эффективности планирования и некоторые приемы коррекции ориентировочной основы выполнения этой функции 73

Глава 5. Психологические особенности реализации функции организации 83

5.1. Сущность функции организации 83

5.2. Регламентирование, нормирование, инструктирование как методы реализации организационной функции 86

5.3. Влияние организационных факторов на реализацию функции организации 88

5.4. Влияние личностных факторов на эффективность реализации функции организации 91

5.5. Психологические эффекты неоптимального делегирования полномочий 97

Глава 6. Психологические особенности реализации функции контроля 102

6.1. Сущность контроля 102

6.2. Виды контроля 103

6.3. Нарушения в структуре деятельности по реализации контроля 107

6.4. Психологические предпосылки неоптимальной реализации функции контроля 111

6.5. Организационно-психологические предпосылки снижения эффективности контроля 116

Глава 7. Психологические закономерности реализации функции регулирования 119

7.1. Проблема неалгоритмизируемости регулирования 119

7.2. Принципы руководства, обеспечивающие «лучший путь» регулирования 120

7.3. Методы регулирования. Классификация 122

7.4. Предпосылки снижения эффективности регулирования

Глава 8. Психологические особенности деятельности по выработке управленческих решений 134

8.1. Управленческие решения в структуре деятельности руководителя 134

8.2. Общая характеристика управленческих решений 137

8.3. Этапы выработки управленческих решений 143

Глава 9. Управленческое взаимодействие 152

9.1. Место управленческого взаимодействия в структуре деятельности по управлению 154

9.2. Сферы управленческого взаимодействия и его содержательные характеристики 164

9.3. Направленность управленческого взаимодействия 169

9.4. Субъекты управленческого взаимодействия 171

9.5. Совместная деятельность и управленческое взаимодействие 175

9.6. Феномен самоорганизации коллективного субъекта деятельности в контексте управленческого взаимодействия 183

9.7. Виды управленческого взаимодействия 192

9.8. Стратегии управленческого взаимодействия 201

9.9. Средства управленческого взаимодействия 211

9.10. Психологические механизмы управленческого взаимодействия 216

Глава 10. Индивидуальная управленческая концепция руководителя и стиль управления 230

10.1. Управленческая концепция руководителя 230

10.2. Стили управленческой деятельности 238

10.3. Соотношение понятий: индивидуальная управленческая концепция руководителя и индивидуальный стиль управленческой деятельности 245

Глава 11. Конфликт в управленческой деятельности 248

11.1. Сущность конфликта как феномена социальной и духовной жизни человека 249

11.2. Классификации конфликтов и причины их возникновения 252

11.3. Способы разрешения конфликтов. Стратегии и стили конфликтного взаимодействия 262

11.4. Место конфликта в системе факторов, влияющих на функционирование организации 2^9

Глава 12. Психологические аспекты подбора и расстановки руководителей 284

12.1. Оценка персонала в структуре кадровых процессов 284

12.2. Критерии оценки, процедуры оценки и методы получения первичной информации 289

12.3. Параметры оценки 294

12.4. Объективные и субъективные факторы в подборе персонала 308

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Экспертные процедуры в оценке персонала 320

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Экспертный лист для ситуационно-комплексной оценки деятельности руководителей 321

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Матрица профессиографического исследования 325

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Структура должностных инструкций и словарь терминов, принятых при их составлении 329

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Способы выделения основных управленческих функций 335

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Система правовых и нормативно-технических документов, обеспечивающих функционирование отрасли «Автомобильные дороги» 338

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Взаимосвязь закона об автомобильных дорогах Российской Федерации с законодательством Российской Федерации 348

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Психологические методы управления 351

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Программа курса «Психология управления» 356

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Тест «Ценностные ориентации руководителя» 357

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Источник:

nashol.com

1_Психология управления (основной учебник)

/ 1_Психология управления (основной учебник)

НВУЗ АНО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Учебник разработан в РФЭИ на основе учебников и учебных пособий, рекомендованных

Министерством образования РФ

П86 Психология управления : учебник [Электронный ресурс] ; Региональный финансово-экономический инс-т. — Курск, 2009. — 120 с.

© Региональный финансово-экономический институт, 2009 г.

РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ.

Глава 1.1. Предмет, объект и цели психологии управления.

Глава 1.2. Место психологии управления в системе наук.

Глава 1.3. Основные категории психологии управления .

Глава 1.4. Два подхода к оценке роли психологического сопровождения управленческой деятельности

Глава 1.5. Профессиограмма менеджера и ее психологическая составляющая .

Глава 1.6. Основные задачи дисциплины «Психология управления».

Глава 1.7. Исследовательские методы психологии управления .

РАЗДЕЛ 2. СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ .

Глава 2.1. Психологический аспект в теории научной организации труда Ф. Тейлора .

Глава 2.2. Психологическая сторона административной (бюрократической) школы управления .

Глава 2.3. Теория человеческих отношений .

Глава 2.4. Становление психологии управления в России .

Глава 2.5. Современная теория и практика менеджмента о роли психологического фактора в

повышении эффективности производства .

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ .

Глава 3.1. Основные функции управленческой деятельности .

Глава 3.2. Психологические особенности планирования .

Глава 3.3. Психологический аспект организации как составной части управленческой деятельности.

Глава 3.4. Психологические основы мотивирования .

Глава 3.5. Психологические аспекты контроля .

РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ .

Глава 4.1. Познавательные процессы в управленческой деятельности .

Глава 4.2. Роль восприятия в управленческой деятельности .

Глава 4.3. Требования к памяти руководителя .

Глава 4.4. Интеллект руководителя, его умение мыслить .

Глава 4.5. Волевые свойства руководителя.

Глава 4.6. Принятие управленческих решений как универсальная функция руководителя .

Глава 4.7. Стиль руководства .

Глава 4.8. Характеристика различных типов поведения руководителя.

Глава 4.9. Новейшие стили управления: коучинг и топ-менеджмент .

РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ .

Глава 5.1. Сущность и структура человеческих потребностей.

Глава 5.2. Система мотивации трудовой активности .

Глава 5.3. Социальные формы мотивации. Неденежное вознаграждение .

Глава 5.4. Мотивация и развитие человеческих ресурсов.

Глава 5.5. Главные изменения в практике управления кадрами на современном этапе .

РАЗДЕЛ 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОВЫМИ ПРОЦЕССАМИ.

Глава 6.1. Социальная роль и сущность малых социальных групп .

Глава 6.2. Понятие команды .

Глава 6.3. Процесс командообразования .

Глава 6.4. Понятие психологического климата группы .

Глава 6.5. Противоречивый характер воздействия группы на личность .

Глава 6.6. Признаки здорового психологического климата в трудовой группе.

РАЗДЕЛ 7. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ .

Глава 7.1. Сущность общения и его формы .

Глава 7.2. Структура управленческого общения и его проблемы .

Глава 7.3. Манипулятивные приемы воздействия и защита от них .

Глава 7.4. Сущность коммуникаций, их структура и средства .

Глава 7.5. Механизмы делового общения, умение слушать и говорить .

Глава 7.6. Особенности управленческого общения с неоднородным по составу персоналу .

Глава 7.7. Отношение руководителя к работникам, злоупотребляющим психоактивными веществами 70

РАЗДЕЛ 8. КОНФЛИКТ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

Глава 8.1. Социальная роль конфликта, его причины и формы .

Глава 8.2. Роль руководителя в управлении конфликтом .

Глава 8.3. Структура и динамика конфликта.

Глава 8.4. Профилактика конфликта .

Глава 8.5. Регулирование конфликтов .

РАЗДЕЛ 9. ПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ .

Глава 9.1. Сущность управленческих решений .

Глава 9.2. Классификация решений .

Глава 9.3. Методы выработки управленческих решений .

Глава 9.4. Основные стили принятия решений .

РАЗДЕЛ 10. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ .

Глава 10.1. Сущность стресса, его проявления и этапы развития .

Глава 10.2. Приемы самозащиты от деструктивного стресса .

Глава 10.3. Варианты решения проблемы смысла человеческой жизни и антистрессовый образ жизни94

Глава 10.4. Личностное и профессиональное самосовершенствование как путь к стрессоустойчивому

РАЗДЕЛ 11. ПСИХОЛОГО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ .

Глава 11.1. Основы управленческого консультирования, его главные направления .

Глава 11.2. Специфика психологического консультирования и его пятишаговая модель.

Глава 11.3. Знакомство с клиентом и выявление сущности проблемы .

Глава 11.4. Определение желаемого результата и выработка вариантов решений.

Глава 11.5. Обобщение полученных результатов .

1. Психологические тесты.

2. Конкретные ситуации.

Психология управления — интегративная, междисциплинарная отрасль знания, связанная, с одной стороны с психологией, а с другой — с

Из дисциплин психологического комплекса психология управления наиболее тесно взаимодействует с особой психологической наукой

Психологию управления определяют как науку, представляющую собой раздел психологии труда, предметом которой является управленческая деятельность, а объектом — психологическое обеспечение управления как особого вида трудовой деятельности.

Психология управления исследует психологические механизмы управления, т.е. комплексы неосязаемых движущих сил и условий, которые могут формироваться и использоваться управляющей подсистемой как компоненты организованной социальной системы для поддержания или изменения ее характеристик. Иначе говоря, эта дисциплина представляет собой знание о том, как один человек может использовать энергию другого человека в своих целях, используя при этом гуманные средства.

Таким образом, отличие психологии управления от других примыкающих к ней психологических наук, в том числе от психологии труда и от многочисленных профессиональнопсихологических дисциплин, состоит в том, что она изучает психологические закономерности деятельности лиц, облеченных властными полномочиями и реализующих основные функции управления в сложно организованных открытых социальных системах.

Этим обусловлено и основное содержание психологии управления, которое концентрируется вокруг психологических аспектов следующих управленческих проблем:

• коллективный субъект управленческой деятельности;

• управленческое взаимодействие, стили управленческой деятельности;

• алгоритмы реализации основных функций управления;

• процесс становления управленческих команд.

Особое место среди этих проблем занимают личность руководителя и его профессиональные качества.

Разумеется, что исследование всех этих проблем немыслимо вне связи с комплексом управленческих дисциплин, т.е. с теорией

менеджментом и др., исследующих вопросы природы и сущности управления, типы социальных организаций, методы управления ими, системы и модели организационного поведения, основы управления персоналом и т.п.

Конечно, как и все другие науки, психология управления постоянно опирается на практику, которая дает ей материал для теоретических обобщений и вместе с тем является самым надежным критерием для проверки действенности ее теоретических выводов.

Содержание дисциплины нацелено на то, чтобы сделать труд менеджера более эффективным с помощью применения в его практической деятельности не только организационных знаний, но и знаний об особенностях человеческой психики, ее различных проявлениях, помочь ему понять психологическую составляющую управленческих процессов и на этой основе более успешно решать проблемы подбора кадров, улучшать психологический климат в организации, правильно оценивать собственную деятельность.

Цель преподавания дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у специалистов управления прочные теоретические знания и практические навыки решения разнообразных психологических проблем, постоянно возникающих в практике менеджмента.

Психология управления призвана помочь специалистам осмыслить содержание своей деятельности с более широких социальных и культурных позиций, понять роль психологических компонентов управления и на этой основе повысить собственное морально-психологическое самочувствие и вместе с тем обеспечить более высокий уровень эффективности производства. Иначе говоря, в итоге изучения этой дисциплины менеджер должен понять, что современный менеджмент — это не только техника и технология, финансы и маркетинг, но в значительной степени и сфера психологии.

Основной задачей изучения психологии управления является реализация требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент», установившего в качестве обязательного для специалистов этой квалификации требование их подготовки для осуществления социально-психологического регулирования деятельности трудовых коллективов.

Из этого общего требования следуют более конкретные задачи, которые решаются в процессе преподавания психологии управления:

• психологический анализ деятельности специалиста управления;

• изучение механизмов психологического регулирования деятельности организации в нормальных и экстремальных условиях;

• разработка рекомендаций по использованию психологических знаний в процессе управления, в разрешении конфликтов, изменении психологического климата в организациях;

• изучение психологических механизмов группового взаимодействия;

• исследование методов мотивации трудовой

В итоге решения этих задач специалисты управления должны усвоить содержание основных понятий и категорий данной дисциплины, научиться выделять психологические аспекты управления и получить навыки решения психологических проблем, возникающих в процессе управленческой деятельности.

РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Каждая наука имеет свой предмет, свое направление познания и свой объект исследования. Причем с точки зрения современного науковедения объект науки — это не то же самое, что ее предмет.

Объект — это далеко не весь предмет, а только тот его аспект, иногда совсем незначительный, который исследуется субъектом науки, т.е. ученым. Объект — это только тот аспект предмета, который включен в тот или иной процесс духовного освоения, в познавательную деятельность субъекта. Причем другая часть предмета, и нередко весьма значительная, неизбежно остается за пределами процесса познания.

Чтобы убедиться в несовпадении понятий предмета и объекта, достаточно привести простой пример. Так, многократно воспетая в русской поэзии стройная березка может быть объектом познания не только поэта, но и живописца, который найдет в ней новые достоинства, которых не увидел поэт. Кроме того, та же березка может стать объектом познания для биолога, физика, химика, лесотехника, и каждый из них найдет в ней те качества, которых не увидел другой. Таким образом, в одном и том же предмете объект познания у поэта, художника, химика, физика может быть совершенно разным. Из-за подобной многослойности любого предмета с точки зрения возможностей его познания и возникает принципиальное различие между понятиями «предмет» и «объект».

Учет этого различия особенно важен для понимания специфики междисциплинарных, комплексных направлений науки, которые как раз и возникают благодаря тому, что открывают для углубленного познания тот или иной ранее неизвестный объект исследования в уже достаточно хорошо известном предмете. К числу таких интегративных дисциплин относится и психология управления.

Глава 1.1. Предмет, объект и цели психологии управления

Предметом психологии управления, так же как и многих других управленческих дисциплин, является управление в самом широком смысле этого слова.

В этом широком смысле слова термин «управление» стал использоваться с 40-х гг. XX в., с возникновением кибернетики — науки об управлении. Американский ученый Норберт Винер

управления и показал информационную природу этого феномена.

Управление стало пониматься как общая способность всех биологических и социальных

систем путем накопления, преобразования и передачи информации направлять и корректировать разнообразные проявления их внутренней и внешней активности. Основное назначение управленческих структур — обеспечение планомерного функционирования и развития биологических и социальных систем. Управление как специфическая форма накопления и использования информации выступает в качестве антиэнтропийного фактора, противостоящего беспорядку и обеспечивающего создание и повышение уровня организации живых систем. Любая система управления предполагает наличие управляемого объекта, управляющего устройства, прямой и обратной связи. Функционирование системы управления представляет собой единый цикл, включающий в себя следующие стадии:

1) получение управляющей системой информации;

2) переработка информации в формы, способные скорректировать активность управляемых систем;

3) передача информации исполнительным органам; 4) обратная связь. В свете этих установок ясно, что управление может осуществляться по отношению не только к людям, но и к любым системам — живым, неживым и социальным.

Таким образом, теория управления (менеджмент) в ее традиционном виде в действительности изучает не феномен управления в целом, а лишь один из его аспектов, т.е. социальное управление, который и образует объект социального управления.

Социальное управление, таким образом, имеет более узкий объект, чем управление в кибернетике. Социальный менеджмент не рассматривает процессы самоорганизации, саморегуляции в природе и включает в свой объект лишь управление как деятельность человека, как форму социальной деятельности. В отличие от природной саморегуляции управление как социальная деятельность имеет следующие особенности:

• наличие субъекта деятельности, который ставит цель удержать ту или иную социальную организацию в достигнутом состоянии или изменить ее;

• использование субъектом определенных критериев наличия или отсутствия движения к поставленной цели;

• организация специальных действий других людей, обеспечивающих движение к поставленной цели;

• использование тех или иных объемов информации для организации усилий людей по достижению поставленных целей;

• использование различных психологических средств управления людьми.

В этом перечне обнаруживается важнейшая особенность социального управления — наличие психологических составляющих в деятельности объектов и субъектов управления, что выражается в постановке цели, использовании информации и различных психологических средств.

В сферу социального управления включено управление не только предприятиями и учреждениями, организациями, но и любыми социальными группами — большими и малыми, включая семью, а также отдельного человека.

Поэтому управление организациями оказывается не только объектом более узким, чем объект кибернетики, но и более ограниченным, чем объект социального управления в целом.

Объект менеджмента, т.е. процесс руководства, управления отдельным работником, рабочей группой, трудовым коллективом, который традиционно изучается при профессиональной подготовке менеджеров, включает в себя только проблемы управления в организациях.

Субъектом данного процесса является менеджер (от англ. manager — управляющий).

Объектом психологии управления является

психологическое обеспечение управления как особого вида социальной деятельности в организациях.

Под психологическим обеспечением понимается система присущих человеку внутренних движущих сил, процессов и состояний и применение таких механизмов их использования субъектом управления, которые обеспечивают эффективность деятельности организации. Эти механизмы обеспечивают не только такие отдельные элементы управленческой деятельности, как планирование, мотивация, информирование, делегирование, общение, но и управленческую деятельность в целом.

Цель психологии управления состоит, таким образом, в выявлении у человека и использовании неосязаемых, скрытых движущих сил и механизмов, с помощью которых ненасильственными, гуманными методами можно повысить эффективность управленческой деятельности.

Эта общая цель психологии управления реализуется путем решения следующих задач:

• разграничение организационно-технической и психологической составляющих управленческой деятельности, выяснение специфики последней;

• выявление условий и закономерностей становления человека как субъекта управления в процессе его социализации;

• исследование конкретных форм психологического обеспечения управленческой деятельности;

• анализ технологии оптимизации управленческой деятельности с помощью

На современном этапе развития нашей страны на психологию управления возлагаются большие надежды как в решении экономических, так и социальных задач.

Глава 1.2. Место психологии управления в системе наук

Выяснение места той или иной конкретной науки в общей структуре научного знания помогает яснее понять специфику ее предмета и объекта исследования, характер ее основных категорий.

Среди различных классификаций современной науки наиболее распространенной является ее деление на две большие группы: естественные и гуманитарные науки, или, говоря иначе, на науки о природе и науки о духе.

Общим предметом, объединяющим все гуманитарные науки (к которым относятся история, социология, культурология, экономика, менеджмент), является человек и многообразные формы его активности.

Наиболее общим основанием, объединяющим все эти науки, является категория человеческой деятельности, те или иные стороны которой и исследует каждая из указанных гуманитарных наук.

Но, поскольку неотъемлемым признаком любой человеческой деятельности является не только ее внешнее, предметное, но и внутреннее, духовное, информативное, психологическое начало, ни один из ее видов нельзя понять без учета ее психологической стороны. Поэтому в большинстве гуманитарных наук появились пограничные дисциплины, в том числе и социальная психология, психология труда, психология управления.

Поскольку все гуманитарные дисциплины исследуют человека, все они используют такие общие для них фундаментальные категории, как

человеческая деятельность и человеческий труд.

Именно на этой понятийной основе строит весь свой конкретный категориальный аппарат и психология управления.

Как уже говорилось, данная наука возникла как результат синтеза двух фундаментальных наук — психологии (науки о закономерностях, развитии и формах внутренней, духовной жизни человека и животных) и менеджмента (науки об управлении производством, принципах, методах, средствах, применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли).

Если психология управления рассматривает организационные процессы, она тесно взаимодействует с теорией менеджмента, теорией организации, организационным поведением, другими управленческими дисциплинами.

Психология управления прежде всего активно

использует следующую проблематику, разрабатываемую в рамках управленческих дисциплин:

• природа и сущность управления;

• организационные процессы и типы организаций;

• роль миссии, целей в управлении организацией;

• качество трудовой жизни;

• мотивация труда и вознаграждения;

• организация командной работы;

• организационные изменения и их

Однако, если психология управления рассматривает психологическое сопровождение управленческой деятельности, она взаимодействует с общей психологией, психологией личности, психологией познавательных процессов восприятия, мышления, памяти и т.п.

Особенно тесно психология управления связана

с общей психологической проблематикой:

• врожденное и приобретенное в личности человека;

• закономерности становления личности и психических процессов;

• возможности и ограничения воспитания в психическом развитии человека;

• формирование личностного потенциала управления;

• учет возрастных особенностей в управлении персоналом;

• индивидуальность и индивидуальный стиль в управлении;

• структура человеческой деятельности и ее психологическое обеспечение;

• психологические состояния и их влияние на эффективность управления (активность, пассивность, апатия, стресс и др.);

• законы психологии (например, законы несилового, неосязаемого воздействия в целях изменения одним человеком поведения другого; единства деятельности и ее психологического обеспечения; взаимосвязи индивидуальной и групповой психологии и др.).

Психология управления, опираясь на категориальный аппарат общих, фундаментальных дисциплин — психологии и менеджмента, обеспечивает в теории и на практике решение более конкретной, узкой задачи —

психологического сопровождения управленческой деятельности.

Она является одной из специализированных,

медицинской психологии, военной психологии и т.п. Каждая из этих дисциплин исследует профессионально важные психологические качества людей, без наличия которых невозможно достижение успеха в том или ином виде деятельности. Эти профессионально важные качества человека проявляются при выполнении им основных задач, типичных для данной профессии.

Поэтому указанные специальные психологические дисциплины опираются и на прикладные психологические дисциплины так называемого среднего уровня — прежде всего на психологию труда — науку, изучающую методы поддержания психологической стабильности человека в динамической системе «субъект труда — профессиональная среда».

Эта отрасль психологии рассматривает проявление психологии человека в трудовых процессах, исследует психологические основы трудоспособности, профессиональной пригодности, разрабатывает профессиограммы, т.е. конкретные описания трудовых операций, составляющих содержание конкретных видов трудовой деятельности, а также психограммы

профессиональные стандарты специальностей, в том числе и стандарты специалиста в сфере управленческой деятельности.

Психология труда является своего рода соединительным мостом между общей психологией и множеством профессионально-психологических дисциплин, одной из которых и является психология управления. Таким образом, соотношение между общей психологией, психологией труда и управленческой психологией может быть представлено как соотношение между общим, особенным и единичным.

Общая задача всех профессионально ориентированных прикладных психологических дисциплин — анализ психологических условий той или иной конкретной человеческой деятельности.

Конечно, как и другие отрасли науки, психология управления опирается на наиболее общие представления о природе, обществе и человеке, разрабатываемые философией, а также на выводы педагогики, исследующей закономерности процессов обучения и воспитания,

Опираясь на достижения всех этих наук,

психологические условия управленческой деятельности с целью повышения ее эффективности.

Глава 1.3. Основные категории психологии управления

Психология управления, как и другие гуманитарные науки, базируется на интегральных понятиях, объединяющих все гуманитарные дисциплины. Среди них особое значение для всей системы категорий психологии управления имеют две базовые категории — деятельность и труд.

Деятельность — активность, реализующая потребности человека; исходная категория для построения всех гуманитарных наук, различных отраслей психологии. Через категорию деятельности в современной психологии разъясняется ряд ее фундаментальных принципов или законов: закон единства сознания и деятельности, принцип двухэтапности изучения внешней и внутренней активности человека, принцип зависимости внутреннего мира человека от усвоенного им социального опыта и др.

Основными характеристиками деятельности является ее двуединый характер: предметность (внешняя, эксплицитная сторона) и субъектность (внутренняя, имплицитная сторона).

Внешняя сторона — это используемые орудия, технологии, социальные роли, языки, нормы и ценности.

Внутренняя сторона выражается в обусловленности психики прошлым опытом, потребностями, установками, мотивами и целями, определяющими направленность и избирательность деятельности.

Любая деятельность является итогом длительного процесса социализации, т.е. усвоения личностью накопленного общественноисторического опыта. Деятельность является, как правило, сложной структурой, каждый элемент которой может иметь ту или иную степень развития и отражения в психике. При изучении деятельности рассматриваются механизмы ее развития, условия ее устойчивости и улучшения.

Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека с целью не только удовлетворения своих материальных потребностей, но и познания себя, пределов своих физических и умственных возможностей. Необходимым компонентом трудовой деятельности всегда является регулирующая, контролирующая функция.

Содержание труда определяется уровнем развития производительных сил в обществе, а характер — состоянием экономических отношений.

Современная экономика все в большей степени ориентируется на работника с высоким уровнем образования, эффективность труда которого обеспечивается не столько за счет его физической

силы, сколько за счет его высокой квалификации. Для современного отечественного производства характерна чрезвычайная неравномерность развития техники, технологии и организации производства в различных отраслях, предприятиях, что обусловливает сохранение массового неквалифицированного труда, затрудняет социальный и профессиональный рост трудящихся: доля работников физического труда составляет в отечественной промышленности около 70%. Ясно, что возможности этой категории работников реализовать свои личностные и профессиональные способности ограничены.

Перспективы развития общественного труда определяются прежде всего законом разделения труда на различные виды, в том числе и на исполнительский и управленческий труд; тем самым создается основа для деления общества на социальные группы разного социального статуса и престижа. С законом разделения труда связан и закон перемены труда, требующий формирования гибкой, универсальной рабочей силы, способной к перманентному обучению. Еще одним объективным законом, влияющим на законы разделения и перемены труда, является закон конкуренции, требующий постоянного напряжения сил от всех участников производства — от предпринимателей до рядовых исполнителей. Этот закон выступает в качестве важнейшей движущей силы, непрерывно преобразующей все общественное производство.

Опираясь на эти интегративные категории, которые активно используются всеми общественными науками, психология управления разрабатывает собственный категориальный аппарат, основу которого составляют управленческая деятельность и психология управленческой деятельности.

Управленческая деятельность является общей для всех управленческих дисциплин, в том числе для теории менеджмента и психологии управления.

Для психологии управления, как и для других управленческих дисциплин, эта категория представляет собой своего рода точку отсчета, которая обусловливает все ее содержание. Причем в психологии управления управленческая деятельность исследуется не в целом — преимущественно рассматривается только одна из ее сторон, т.е. психологическая составляющая этой деятельности.

Поэтому другой важнейшей категорией этой дисциплины является психология управленческой деятельности, ее структура и содержание.

Здесь, по-видимому, уместно ответить на естественно возникающий у читателя вопрос: а не является ли содержание психологии управления простым повторением материала, уже известного из общей психологии, а также из общей теории управления, коль скоро эта прикладная дисциплина

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник:

studfiles.net

Психология руководства. Учебное пособие в городе Калининград

В нашем каталоге вы всегда сможете найти Психология руководства. Учебное пособие по доступной стоимости, сравнить цены, а также посмотреть похожие предложения в категории Бизнес и экономика. Ознакомиться с параметрами, ценами и рецензиями товара. Доставка может производится в любой город РФ, например: Калининград, Уфа, Астрахань.