Каталог книг

Происхождение государства и права. Учебное пособие

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Данное учебное пособие является четвертым, переработанным изданием. При написании автор, доктор юридических наук, профессор Московской государственной юридической академии, опиралась на современные достижения ученых в области антропологии, истории, политологии, философии и юриспруденции. В книге изложены как распространенные теории и концепции, так и собственные взгляды автора на проблемы происхождения государства и права. Содержание учебника соответствует государственному образовательному стандарту. Для студентов (бакалавров), аспирантов, преподавателей, юридических, политологических, исторических и философских факультетов высших учебных заведений. 4-е издание, переработанное и дополненное.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Кашанина Т. Происхождение государства и права. Учебное пособие. Издание четвертое, переработанное и дополненное Кашанина Т. Происхождение государства и права. Учебное пособие. Издание четвертое, переработанное и дополненное 509 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учебное пособие. 4 -е изд. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учебное пособие. 4 -е изд. 343 р. bookvoed.ru В магазин >>
Теория государства и права. Конспект лекций Теория государства и права. Конспект лекций 183 р. labirint.ru В магазин >>
С. А. Жинкин Теория государства и права. Конспект лекций С. А. Жинкин Теория государства и права. Конспект лекций 181 р. ozon.ru В магазин >>
А. И. Тихонов История отечественного государства и права. Учебное пособие А. И. Тихонов История отечественного государства и права. Учебное пособие 226 р. ozon.ru В магазин >>
Романенкова Е.Н. Теория государства и права. Конспект лекций: учебное пособие Романенкова Е.Н. Теория государства и права. Конспект лекций: учебное пособие 163 р. bookvoed.ru В магазин >>
Е. Н. Романенкова История отечественного государства и права. Курс лекций. Учебное пособие Е. Н. Романенкова История отечественного государства и права. Курс лекций. Учебное пособие 66 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Читать Происхождение государства и права - Кашанина Татьяна Васильевна - Страница 1

Происхождение государства и права. Учебное пособие
  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 529 146
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 457 806

Происхождение государства и права

Рекомендовано УМО по юридическому образованию вузов Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 021100 (030501) «Юриспруденция», 032700 (050402) «Юриспруденция»(учитель права), 030505 (023100) «Правоохранительная деятельность», 030500 (521400) «Юриспруденция (бакалавр)»

Происхождение государства и права – это одна из кардинальных проблем юриспруденции. На протяжении многих десятилетий доминирования в нашей стране марксистско-ленинской идеологии ее трактовка была таковой, которая была представлена Ф. Энгельсом в его работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Отступление от энгельсовского понимания процессов происхождения государства и права в тот период для ученых было чревато многими неприятностями.

После того как были сняты идеологические барьеры, в науке, как это и полагается, обнаружился плюрализм мнений ученых-юристов по данной проблеме.

Многие из них настолько свыклись с теорией происхождения государства и права, разработанной, как указывает в предисловии к своей работе Ф. Энгельс, совместно с К. Марксом, что отказываться от нее и не собирались. Даже при искреннем желании осовременить трактовку данной проблемы в их рассуждениях «уши» Маркса и Энгельса все равно торчали.

Другие ученые заняли противоположную позицию: позицию полного отвержения воззрений классиков, в том числе и по данному вопросу, а то и позицию оголтелой критики, однако при этом не предлагая ничего взамен.

Третьи оказались хитрее. Вопрос о происхождении государства и права они излагали в виде перечисления теорий происхождения государства и права, созданных на протяжении всего периода развития человечества. При этом, не добавляя от себя ничего нового, они великодушно предоставляли читателю право выбора.

Позиция четвертой группы ученых мне представляется не просто весьма любопытной, но и в определенной мере опасной. Они встали на позицию ученых-историков, большинство которых, не зная досконально специфику таких явлений, как государство и право (и это нельзя им поставить в упрек), представляют процесс образования государства и правообразования столь эволюционно, что теряют грань возникновения явлений нового качества: государственно-правовых феноменов. Вероятно, по этой причине они любые обычаи относят к праву, не видят разницы между обычаями и обычным правом, а процесс государствообразования относят на более поздний период, нежели процесс появления права. Опасность состоит в том, что при таком подходе возникает возможность потери всего того, что накопила юридическая наука, пристально и под своим углом зрения высвечивающая процесс возникновения государства и права.

На мой взгляд, более плодотворным является подход, при котором бережно используется все накопленное при исследовании проблемы происхождения государственно-правовых явлений, но не бездумно, а с сортировкой того, что выдержало испытание временем, и с аргументированной критикой того, что социальная практика отвергла. Только встав на плечи других ученых можно получить больший обзор и видение этого сложного и эпохального процесса, который к тому же покрыт тайной многих тысячелетий. Однако при этом обязательно надо стремиться к продвижению вперед и добавлению новых знаний. Сейчас мы располагаем значительно большим объемом информации, добытой учеными, работающими в различных сопредельных областях науки (этнографов, антропологов, историков, философов, политологов и т.д.), нежели наши предшественники. Кроме того, у нас есть возможность использовать более прогрессивные научные технологии. Одним словом, каждому исследователю время, в котором он творит, дает свой шанс сказать что-то новое. Я думаю, что было бы непростительной ошибкой его не использовать.

Чтобы основать совершенное государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они всюду жертвовали своим общественным благом во имя общественного благополучия.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

1.1. Характеристика первобытного общества

Периодизация первобытного общества. Человекоподобные существа появились на земле более 2 млн лет тому назад. Это были представители человеческого рода, который мы называем homo habilis – homo erectus (человек умелый – человек прямоходящий), а мы – представители homo sapiens (человек думающий) – появились, как минимум, 200 тыс. лет назад.

Первобытный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества. Закончилась эта эпоха приблизительно 7 тыс. лет назад. Считается, что возникновение раннеклассовых обществ и появление первых государств произошло в Китае в V тысячелетии до н.э., в Африке в IV тысячелетии до н.э., в Средиземноморье в III тысячелетии до н.э., в Америке – в I тысячелетии н.э., а в других регионах земного шара – еще позднее.

О первобытных людях мы знаем немного, но все же общее впечатление об их жизни можно составить.

Первобытнообщинный строй делится на несколько эпох (периодов). Ученые здесь единодушны и независимо от того, какие термины применяются ими для их обозначения, они выделяют три периода: ранний (или эпоха праобщины, стадия становления), средний (или эпоха родовой общины, стадия зрелости) и поздний (или эпоха классообразования, стадия распада первобытного общества) периоды. На позднем этапе его развития формируется бюрократический аппарат, зарождается частная собственность, происходит дифференциация общества на правящих и управляемых, появляется государство[1].

Рассмотрим жизнь первобытных людей, сосредоточив внимание на первых двух этапах первобытной истории, оставив третий для отдельного, более пристального исследования в дальнейшем.

Период становления первобытного строя (эпоха праобщины). В тот далекий период люди жили малыми родственными группами в 20 – 30 человек, беспорядочно передвигаясь с места на место, а отнюдь не стадами, как это представляли отдельные исследователи первобытного общества. Причина этого простая: источником пропитания служило собирательство, в процессе которого каждый собирал для себя, а отсюда очевидно, что стадом много не соберешь. Собирательство требует большой затраты времени, а пищи дает мало, притом чаще всего низкокалорийной. Охота также не требует огромных коллективов, хотя и сопряжена с большими трудностями. Большое число людей здесь чаще идет во вред, а не на пользу. Кроме того, она сопровождалась многими жертвами и не всегда была удачной.

Итак, собирательство и охота были источниками пропитания первобытных людей. Но как именно это происходило?

С палкой-копалкой в руке бродили наши далекие предки по лесам, лесостепям и полупустыням. Они помнили о свойствах и признаках множества съедобных плодов и овощей, трав и кореньев. Прекрасно знали они и повадки животных. Если животные полагались только на быстрые ноги, то ум и знание привычек животных заменяли человеку быстроту. Его телесная организация такова, что позволяет успешно реализовать знания в охоте. Выносливость людей просто поразительна. Если же охотнику известны привычные для животных пути или он уверен хотя бы, что животные, спасаясь, будут бежать по дуге, человек пойдет напрямик, экономя силы, к предполагаемому месту встречи.

Но надежнее всего была охота облавная. Открыли люди этот вид охоты 300 – 400 тыс. лет назад. Тогда же они изобрели и деревянное копье, которое позволяло атаковать грозных быков и даже слонов. Животных загоняли в болота, а там, где их не было, стали выкапывать для зверей ямы-ловушки.

Алексеев, В. П. История первобытного общества / В. П. Алексеев, А. И. Першиц. – М., 2001.

Источник:

www.litmir.me

Татьяна Кашанина Происхождение государства и права

Происхождение государства и права. 4-е издание. Учебное пособие

Читатель! Мы искренне надеемся, что ты решил читать книгу "Происхождение государства и права. 4-е издание. Учебное пособие" Кашанина Татьяна Васильевна по зову своего сердца. Кто способен читать между строк, может уловить, что важное в своем непосредственном проявлении становится собственной противоположностью. Основное внимание уделено сложности во взаимоотношениях, но легкая ирония, сглаживает острые углы и снимает напряженность с читателя. На первый взгляд сочетание любви и дружбы кажется обыденным и приевшимся, но впоследствии приходишь к выводу очевидности выбранной проблематики. Возникает желание посмотреть на себя, сопоставить себя с описываемыми событиями и ситуациями, охватить себя другим охватом - во всю даль и ширь души. В процессе чтения появляются отдельные домыслы и догадки, но связать все воедино невозможно, и лишь в конце все становится и на свои места. Все образы и элементы столь филигранно вписаны в сюжет, что до последней страницы "видишь" происходящее своими глазами. Зачаровывает внутренний конфликт героя, он стал настоящим борцом и главная победа для него - победа над собой. Очевидно, что проблемы, здесь затронутые, не потеряют своей актуальности ни во времени, ни в пространстве. Обильное количество метафор, которые повсеместно использованы в тексте, сделали сюжет живым и сочным. Один из немногих примеров того, как умело подобранное место украшает, дополняет и насыщает цветами и красками все произведение. "Происхождение государства и права. 4-е издание. Учебное пособие" Кашанина Татьяна Васильевна читать бесплатно онлайн можно неограниченное количество раз, здесь есть и философия, и история, и психология, и трагедия, и юмор…

Добавить отзыв о книге "Происхождение государства и права. 4-е издание. Учебное пособие"

Источник:

readli.net

Книга Происхождение государства и права

Происхождение государства и права. 4-е издание. Учебное пособие О книге "Происхождение государства и права. 4-е издание. Учебное пособие"

Данное учебное пособие является четвертым, переработанным изданием. При написании автор, доктор юридических наук, профессор Московской государственной юридической академии, опиралась на современные достижения ученых в области антропологии, истории, политологии, философии и юриспруденции. В книге изложены как распространенные теории и концепции, так и собственные взгляды автора на проблемы происхождения государства и права. Содержание учебника соответствует государственному образовательному стандарту. Для студентов (бакалавров), аспирантов, преподавателей, юридических, политологических, исторических и философских факультетов высших учебных заведений студентов.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Происхождение государства и права. 4-е издание. Учебное пособие" Кашанина Татьяна Васильевна бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Источник:

avidreaders.ru

Кашанина Т

Кашанина Т.В. Происхождение государства и права

Скачивание файла

Возникновение государства как объективный исторический процесс

теории происхождения государства

древнерусское государство от зари до заката

возникновение российского государства

социальные нормы первобытного общества

детство права - Архаичное право

Юность права - Сословное, Или корпоративное, Право (Право Отдельных социальных слоев)

Зрелость права - Развитое (Общегосударственное) Право

Комментарии Смотрите также

Кашанина Т.В. Происхождение государства и права

Возникновение государства как объективный исторический процесс

Древнерусское государство: от зари до заката

Возникновение Российского государства

Социальные нормы первобытного об.

Венгеров А.Б. Теория государства и права

обращение к читателю

Характеристика и понятие государства

Функции и обеспечивающая их

Пономаренко Е.В., Попов В.И. Теория государства и права. Часть 2

Предмет и метод теории государства и права. Происхождение государства и права. Понятие, сущность и типы государства. Функции государства. Формы государства. Механизм государства. Государство в политической системе общества. Понятие, сущность, принципы и функции права. Правовые системы (семьи) и тип.

Пономаренко Е.В., Попов В.И. Теория государства и права. Часть 1

Предмет и метод теории государства и права. Происхождение государства и права. Понятие, сущность и типы государства. Функции государства. Формы государства. Механизм государства. Государство в политической системе общества. Понятие, сущность, принципы и функции права. Правовые системы (семьи) .

Кешикова Н.В. Теория государства и права

Предмет и метод теории государства и права

Происхождение государства и права и их типология

Понятие, признаки, сущность и функции государства.

Государство в политической системе общества

Механизм и форма государства

Сущность, понятие и функции права. Соотношение.

Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях

Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

Происхождение государства и права

Сущность и типы государства

Государство и политическая система общества

Лушников А.М. Теория государства и права. Краткий курс

Предмет и методы теории государства и права

Происхождение государства и права

Понятие и типы государств

Аппарат (механизм) государства

Государство в политической системе общества

Правовое государство и гражданское общество

Право в системе норма.

Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права

"Государственно-правовое регулирование: Понятие и стадии"

"Государственная власть и её механизм"

"О нормативном и индивидуальном уровнях государственного регулирования"

"Происхождение государства и права"

"К проблеме общих пра.

Фондовые лекции - Теория государства и права

Лазарев В.В. Общая теория права и государства

Предмет теории права и государства.

Метод теории права и государства.

Основные понятия о праве и правовых явлениях.

Основные понятия о государстве.

Происхождение государства и права.

Государство в политической и правовой системе общества.

Источник:

www.studmed.ru

Ин Государство и право: история и современность (фрагменты учебного пособия

Происхождение государства и права. Учебное пособие

Государство и право:

история и современность

(фрагмент нового учебного пособия)

государства и права

Теорий происхождения государства и права много; они нередко противоречат друг другу и не содержат однозначных ответов на сложные вопросы. Впрочем, в области обществознания такая ситуация весьма обычна.

Почти каждая из существующих теорий, объясняющих появление государства и права, помогает осмыслить проблему.

Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны. В самом общем виде эта взаимосвязь заключается в том, что государство (его соответствующие органы) формирует (принимает) законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц.

Основные теории происхождения государства и права:

Самая ранняя из этих теорий — теологическая. Она обосновывает Божественное происхождение государства и права и непосредственно связана с религиозными представлениями о возникновении мира. Если Бог сотворил мир, то Его произволением созданы и государство, и законы. В средние века эту теорию разрабатывал ученый-богослов Фома Аквинский (1225—1274).

Патриархальная теория, развивавшаяся еще Аристотелем (384—322 гг. до н.э.), соотносит государство с семьей. Государство появляется из разросшейся семьи. В семье глава — отец, в государстве — монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет Божественное происхождение.

Наиболее известные создатели и приверженцы теории договора — Г.Гроций (1583—1643), Б.Спиноза (1632—1677), Т.Гоббс (1588—1679), Д.Локк (1632—1704), Ж.-Ж.Руссо (1712—1778), в России — А.Н.Радищев (1749—1802). Эта теория трактует государственную власть как следствие объединения людей, заключивших между собой добровольное соглашение (договор). Отвергается идея Божественного происхождения государства и права, они рассматриваются как продукты воли и деятельности людей.

В результате заключения договора люди передали властителям часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство обязалось охранять собственность и безопасность граждан и страны. Вследствие этого государственная власть приобретает законную силу и оказывается принадлежностью всего народа. Если такая власть нарушает договор с народом, последний имеет право ее свергнуть.

Теория насилия, сформулированная в трудах некоторых историков XIX в., существует в различных вариантах. Государственная власть, согласно этой теории, возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения — государство. А само завоевание одних народов другими есть подчинение слабых сильным. Это — вечный закон природы. Приверженцы этой теории чаще всего абсолютизируют роль насилия в истории и игнорируют другие пути образования государств.

Органическая теория изложена в трудах Платона (428 или 427 — 348 или 347 гг. до н.э.), Аристотеля, Г.Спенсера (1820—1903) и других мыслителей. Структура и функции государства сопоставляются с соответствующими признаками живого организма, тела. Аристотель, например, полагал, что существование человека вне государства так же невозможно, как невозможно существование рук и ног, отнятых от тела. Г.Спенсер сравнивал людей внутри государства с клетками живого организма.

Государства развиваются, эволюционируют так же, как это происходит с органическими существами. Если какие-то клетки организма больны, ослабляется весь организм. То же и с государством: его сила и крепость всецело зависят от душевного и физического здоровья граждан.

Психологическая теория существует с середины XIX в. В России ее наиболее заметным приверженцем был Л.Петражицкий (1867—1931). Она сводится к объяснению государственных и правовых механизмов особыми психологическими переживаниями и потребностями людей, например, стремлением к власти, потребностью жить в организованном обществе. Утверждается, что одним людям свойственно властвовать, а другим — подчиняться. Государство и законы рассматриваются как средство усмирения изначально присущих индивидам агрессивных влечений.

Расовая теория исходит из деления людей на “высшую” и “низшую” расы — расы хозяев и рабов. Качества тех и других, определяющие их “статус”, являются якобы прирожденными. Один из создателей расовой теории Ж.Гобино (1816—1882) считал, что на протяжении веков представителями высшей расы были европейцы (арийцы, т.е. народы, принадлежащие к индоевропейской языковой общности). Вульгарный вариант этой теории широко использовали в своей пропаганде нацисты и фашисты.

В нашей стране долгие годы главенствовала материалистическая (марксистская) теория, считавшаяся единственно верной. Ее авторы — К.Маркс (1818—1883), Ф.Энгельс (1820—1895), В.И.Ульянов-Ленин (1870—1924) и другие. В соответствии с их воззрениями, главная причина возникновения государства и права связана с экономическими отношениями. По мере развития последних человечество переходило от родоплеменного строя к государственному, от обычаев к законам. Расслоение общества на богатых и бедных породило и его разделение на властителей и зависимых. Общество оказалось расколото на классы, что в конце концов обусловило необходимость появления государства и законов, охраняющих интересы господствующих классов (эксплуататоров). Государство, с точки зрения марксистов, есть порождение непримиримости классовых противоречий. После того как будут ликвидированы эксплуататорские классы (помещиков, капиталистов и т.д.), необходимость в государстве отпадет.

Попытаемся резюмировать приведенные выше соображения о происхождении государства и права.

Как появились законы и государство? Одно можно сказать с полной уверенностью: произошло это, конечно же, не в один год и даже не в одно столетие. При первобытнообщинном строе производительность труда была низкой, собственность — по преимуществу общественной, а труд — коллективным. Социальные отношения стабилизировал обычай. Не было необходимости в государстве и праве.

Они стала возникать по мере усложнения общественных отношений. Возникла необходимость в “третьей силе”, которая была бы способна рассудить участвующие в различных конфликтах стороны. Такой силой стало государство. Оно заменило родовую организацию, которая основывалась на господстве обычая.

Население в государстве разделяется не по родовому признаку, а по территориальному. Появляется особая группа людей, которая занимается именно тем, что управляет, используя для подчинения непокорных тюрьмы, специальные отряды вооруженных людей, регулярное войско и т.д. А всё население платит налоги на содержание этой особой группы людей, полиции, войска и т.д. Самые мудрые из правителей формулируют законы, нередко подчеркивая при этом (для придания им большего авторитета) их божественное происхождение.

1. Как соотносятся государство и право?

2. Какие Вам известны теории просхождения государства и права существуют?

3. В чем суть теологической и патриархальной теорий?

4. Каково содержание теории договора?

5. Как объясняет появление государства и права материалистическая теория?

6. Как обобщенно можно объяснить основания процесса появления государства и права?

А.М.Винавер читал . лекции по римскому частному праву. Лекции Александра Марковича были неброскими, какими-то засушенными, даже нудными (таково, увы, первое впечатление всех людей от знакомства с реальной юридической материей). Но от лекции к лекции, шаг за шагом, перед нами, желторотыми первокурсниками . открывались картины из другой галактики — то законченно-стройные, то утонченно-ажурные юридические построения со своей неумолимой логикой, строгой точностью, завершенностью. По сути дела, как я понял потом, Александр Маркович говорил об основных правовых ценностях — изначальных источниках правовой культуры (С.С.Алексеев, правовед).

Лучшие законы рождаются из обычаев (Ж.Жубер, автор афоризмов).

Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на простых правилах здравого смысла (Т.Джефферсон, политический деятель).

Строгость, непререкаемость обычаев, их общая обязательность — это такие свойства, которые потом, когда созрели необходимые социальные условия, “пригодились” при формировании права. Санкционированные обычаи оказались той готовой социальной формой, при помощи которой определенные правила были возведены в закон. Первые исторические памятники правовых систем — это везде и всюду сборники по большей части обычаев, приспособленных для выполнения общественных задач и санкционированных государством.

Отдельные разновидности и социальные формы обычаев явились прямыми предвестниками юридических норм. Особо в этом отношении следует выделить систему табу — строжайших запретов, имеющих биологические, стихийно-природные, хозяйственные, религиозно-обрядовые основания. При помощи табу обычаи первобытнообщинного строя получили необыкновенную силу и непререкаемость (С.С.Алексеев).

Учимся защищать свои права

(информация к размышлению и действию)

Не быть подчиненным никакому закону — значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя (Г.Гейне, поэт).

Одно только прямое предписание закона не может повлиять на совесть разумных существ, счастье или несчастье которых зависит от их собственных действий и от сознания заслуги или проступка (И.Аллен, писатель).

Закон напрасно существует для тех, у кого нет ни мужества, ни средств защитить его (Т.Маколей, историк).

Темы для рефератов и обсуждения

1. Что появилось раньше — государство или право?

2. Что обусловило действенность законов со времени их возникновения?

3. Смысл и значение общеупотребительных юридических символов (богиня Фемида, весы, меч и т.д.).

Развитие права в России до XIX века

Практика законодательного регулирования отечественной общественной жизни берет начало в период формирования Киевской Руси. Первый этап развития юриспруденции на Руси определялся религиозно-символическим мышлением на основе духовного синкретизма (объединения различных элементов, порой несовместимых), на основе сочетания языческих и христианских воззрений.

Первые памятники отечественной философско-правовой мысли — “Слово о законе и благодати” митрополита Илариона (середина XI в.), “Повесть временных лет”, “Поучение” князя Владимира Мономаха, “Слово о полку Игореве” (XII в.), “Моление Даниила Заточника” (XII—XIII вв.). В этих произведениях обсуждались (или осмысливались) вопросы о происхождении Русского государства, о законности существующей власти, о формах государственного правления, о взаимоотношениях правителей и подвластных.

Главный древнерусский источник светского права — Русская правда (XI—XIII вв.).

История становления права в России (и в сопредельных с нею странах), как и всюду, зависела от особенностей национальной культуры, психологии и религии народов.

На Востоке, например, принято в очень большой степени соизмерять правовые представления с древними обычаями, традициями. Возможности самопроявления человека зависели (и во многом зависят до сих пор) от пола, возраста, родовых связей. У народов, оказавшихся под сильным влиянием западной культуры, основанной на постулатах католической и протестантской религий, отношение к праву в значительной мере определялось содержанием писаных законов, постепенно всё больше освобождавших человека в его экономической и политической деятельности. Для славянских народов, в частности русского, в какой-то степени была характерна промежуточная позиция в реализации правовых норм и принципов.

Лучшие российские правители старались следовать прежде всего нравствен ным законам Священного Писания, а не писаным законам. Может быть, поэтому попытки укрепить законность, предпринимавшиеся в разные периоды русской истории, часто наталкивались на недоверие широких слоев народа к юридическому “крючкотворству”.

Правовые нормы, регулировавшие общественные отношения на Руси, до монголо-татарского нашествия были в целом близки тем, что зафиксированы в различных западноевропейских раннесредневековых правдах (Алеманнской, Салической и др.).

После ордынского завоевания одной из главных тем размышлений русских писателей стала судьба отечественной государственности (“Слово о погибели Русской земли”, XIII в.; “Задонщина”, XIV—XV вв.; “Сказание о Мамаевом побоище”, XV в.).

В период московской централизации актуальной становится теория преемственности великодержавия Москвы от Византии (представления о Москве как о Третьем Риме, впервые сформулированные иноком Филофеем). Развиваются и концепции, призванные обосновать законность правящей династии, идею абсолютного самодержавия (Иван IV, И.С.Пересветов), идею сословно-представительной монархии (Андрей Курбский). Идут споры о соотношении государственной и церковной власти (Иосиф Волоцкий, нестяжатели).

В 1497 г., в правление Ивана III, был принят первый законодательный кодекс Российского государства — Судебник. Он был создан на основе переосмысления норм Русской правды, Псковской судной грамоты, княжеских устных грамот, законов Великого княжества Литовского, кодексов других стран.

Судебник содержал главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Преступление в этом документе обозначено понятием “лихое дело”. Описывались различные имущественные преступления: разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества, а также преступления против личности: убийство, оскорбление действием и словом.

Судебник ознаменовал появление единого государства с едиными законами, вертикальной структурой судебной власти. Его нормы были направлены на защиту государственного порядка, прав собственности на всей территории государства.

К началу XVII в., ко времени Смуты, большое значение приобретает проблема выбора между сословно-представительной и неограниченной монархией. К середине XVII в. идея сословно-предствительной монархии уже пережила кульминацию, и на первый план выступают приверженцы просвещенного абсолютного монархического правления (Симеон Полоцкий, Крижанич и др.).

В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче после (и отчасти — вследствие) мятежа посадских людей был принят юридический документ огромной важности — Соборное уложение. Характерно, что при его составлении в значительной мере учитывалось не только мнение высшей знати, но и содержание челобитных, поданных выборными земскими людьми, т.е. мнение довольно широких социальных кругов.

Соборное Уложение 1649 г. состояло из 25 глав и 967 статей. В них содержатся нормы государственного права, устав судоустройства и судопроизводства, нормы вещного и уголовного пра ва, а также описание статуса различных сословий: крестьян, посадских людей, стрельцов, казаков.

Этот юридический документ имел несравненно более полное правовое содержание по сравнению с судебниками. Соборное уложение регулировало все стороны общественной, экономической, политической жизни того времени.

Идеология просвещенного абсолютизма (Феофан Прокопович, Татищев) крепнет в период правления Петра I. В основу этой идеологии была положена мысль об “общем благе”; средством его достижения объявлялась государственная власть.

Значительные изменения в начале XVIII в. были внесены в систему государственного управления (возникли Сенат, коллегии, канцелярии, губернское управление, городское управление, новые суды и др.).

Реформы Петра I оформили деление всего населения России на четыре основных сословия: шляхетство (дворянство), духовенство, мещанство и крестьянство, а также на податное и неподатное население. Была принята Табель о рангах (1722). Этот правовой акт позволял представителям низших сословий продвигаться вверх по служебной лестнице, получить за хорошую службу сначала личное, а потом и потомственное дворянство.

В первые десятилетия XVIII в. зависимые крестьяне и холопы окончательно слились в одно крестьянское сословие, обложенное податью. Налог с каждого двора был заменен налогом с каждого лица мужского пола. Десятки тысяч крестьян и мастеровых были насильно согнаны на строительство северной столицы, флота, на уральские рудники и заводы. К середине XVIII в. окончательно оформилось крепостное право. В царствование Екатерины II и Павла I помещикам было роздано около 1 миллиона государственных (черносошных) крестьян. Положение помещичьих крестьян мало чем отличалось от положения рабов. Многое, впрочем, зависело от нравственных качеств владельцев крепостных крестьян: у одних мужики жили достаточно сносно, другие бесчеловечно издевались над беззащитными земледельцами и дворовыми.

Размеры барщины и оброка до царствования Павла I не были определены законом. Помещики могли наказывать крестьян по своему усмотрению. Применялись розги, батоги, кнут, практиковались пытки. Крестьянские восстания XVIII в. стали следствием произвола и насилия власть имущих.

Со второй половины XVIII в. развитие российской общественно-политической и правовой мысли во многом определялось полемикой приверженцев идей Просвещения и сторонников охранительных концепций. Интересно, что сама Екатерина II пыталась использовать просветительские идеи естественного права и общественного договора для решения охранительных задач, которые в политике просвещенного абсолютизма причудливо сочетались с задачами реформаторскими.

Некоторые просветители довольно радикально понимали суть идеи естественного права. Так, Радищев, утверждая и обосновывая примат прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий, ставил вопрос о коренном преобразовании этих условий.

Другие мыслители (прежде всего юристы конца XVIII — начала XIX в.: Десницкий, Золотницкий, Куницын, Щад, Солнцев, Лодий, Филимонов и другие) пытались приспособить просветительские идеи к реалиям самодержавного правления. Весьма интересный вариант соединения западных демократических институтов (конституции, парламента и т.д.) с практикой российского абсолютизма предложил М.М.Сперанский. Сходная позиция была характерна и для Н.М.Карамзина.

1. Чем определялась история становления права в России?

2. Какую роль в развитии отечественной правовой системы играла религия?

3. Какие Вам известны памятники отечественной государственно-правовой мысли XI—XVIII вв.?

4. Каково содержание Соборного уложения 1649 г.?

5. Какие изменения в государственно-правовой системе произошли

в царствование Петра I?

6. Какие течения общественного мнения в области права главенствовали в XVIII в.?

Система преступлений по Соборному Уложению 1649 года выглядела так:

— преступления против религии и Церкви (богохульство, совращение в другую веру и др.);

— государственные преступления (действия и даже умысел против личности государя или его семьи, бунт, заговор, измена и др.);

— преступления против порядка управления (ябедничество или ложное обвинение, изготовление фальшивых монет, злостная неявка в суд и др.);

— преступления против благочиния (продажа краденого имущества, содержание притонов, укрывательство беглых и др.);

— должностные преступления (неправосудие, лихоимство, подлоги и др.);

— преступления против личности (убийство, нанесение увечья, побои, оскорбление чести и др.);

— имущественные преступления (татьба, разбой, грабеж, мошенничество, поджог и др.);

— преступления против нравственности (непочитание детьми родителей, отказ содержать престарелых родителей, сводничество и др.).

Источник:

his.1september.ru

Происхождение государства и права. Учебное пособие в городе Томск

В нашем каталоге вы можете найти Происхождение государства и права. Учебное пособие по доступной цене, сравнить цены, а также изучить иные предложения в категории Юридическая литература. Ознакомиться с параметрами, ценами и обзорами товара. Доставка товара осуществляется в любой населённый пункт РФ, например: Томск, Владивосток, Липецк.