Каталог книг

Горбатова Е. Теория и практика психологического тренинга

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика 370 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Вылкова Е. Налоговое планирование. Теория и практика. 2-е издание, переработанное и дополненное Вылкова Е. Налоговое планирование. Теория и практика. 2-е издание, переработанное и дополненное 871 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Кульбацкий Е. Теория и практика домоведения Кульбацкий Е. Теория и практика домоведения 182 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Белая Е. Теория и практика межкультурной коммуникации Белая Е. Теория и практика межкультурной коммуникации 348 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Зверховская Е., Косиченко Е. Грамматика английского языка. Теория. Практика. 2-е издание Зверховская Е., Косиченко Е. Грамматика английского языка. Теория. Практика. 2-е издание 353 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Приступа Е. (ред.) Социальная работа: теория и практика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата Приступа Е. (ред.) Социальная работа: теория и практика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата 991 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Старков О. Криминология. Теория и практика. 2-е издание, переработанное и дополненное Старков О. Криминология. Теория и практика. 2-е издание, переработанное и дополненное 1072 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Скачать Психологический тренинг - Горбатова Е

Психологический тренинг - Горбатова Е.А. - Теория и практика психологического тренинга

Автор : Горбатова Е.А.

Жанр : психология, тренинги

Серия : Психологический тренинг

Качество : Распознанный текст без ошибок (OCR)

Количество страниц : 320

Описание : Книга представляет собой учебное пособие, обобщающее практику проведения тренинговых групп.

Теоретическая часть данного пособия направлена на то, чтобы вооружить тренера необходимыми знаниями и помочь ему почувствовать компоненты той атмосферы, которые делают тренинг событием для его участников. В практической части предлагаются рекомендации к разработке и проведению тренинга; некоторые техники, эффективность которых проверена на практике, и авторский вариант тренинга "Развитие эмпатических способностей".

Книга адресуется психологам, социальным работникам, педагогам, студентам психологических факультетов и всем тем, кто интересуется миром психологии.

ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Глава 1.1. Общая характеристика тренинга

Определение и специфика психологического тренинга. Цели тренинговой работы. Принципы работы тренинговой группы. Возможности, преимущества и ограничения психологического тренинга.

Глава 1.2. Основные методические приемы в тренинге

Дискуссии. Игры. Медитации. Методы невербальной активности.

Глава 1.3. Вспомогательные методические приемы в

Предоставление информации. Самораскрытие тренера. Интерпретация. Конфронтация. Ритуалы. Домашнее задание.

Глава 1.4. Классификация тренинговых групп

Критерии классификации. Группы поддержки. Обучающие группы. Развивающие группы

Глава 1.5. Групповой тренинг как психотерапевтический

Групповая динамика на тренинге. Механизмы психотерапевтического воздействия группы. Оценка результативности групповой работы.

Глава 1.6. Ведущий тренинговых групп

Требования, предъявляемые к ведущему тренинговых групп. Проблемы подготовки ведущих тренинговых групп. Стили и роли в работе группового руководителя.

ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Глава 2.1. Организация тренинговой работы

Реклама тренинга. Отбор участников и формирование группы. Режим работы тренинговой группы. Среда обитания участников тренинга. Оплата труда тренера.

Глава 2.2. Разработка сценария тренинга

Каркас сценария. Содержание сценария. Пример разработки сценария.

Глава 2.3. Создание тренинговой атмосферы

Тренинг - как истинная встреча с участниками. Технические сопровождающие ведущему для создания атмосферы.

Глава 2.4. Рекомендации начинающему тренеру по

началу тренинговой работы

Организация знакомства. Работа с ожиданиями участников. Формирование общегрупповых норм. Манера поведения ведущего в начале тренинга.

Глава 2.5. Проблемные ситуации в тренинге

Страх ведущего перед группой. Усталость ведущего от группы. Принудительно организованная группа. Преждевременная терминация отдельных участников. Регулярные опоздания участников. Отказ членов группы от полноценного участия в тренинге. Появление в группе "козла отпущения". Присутствие на тренинге людей с ярко выраженной акцентуацией характера.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ

Глава 3.1. Упражнения, направленные на знакомство

Звезда. Герб и девиз. Имя. Я люблю. Жестами о себе. Три вопроса. Я - Солнце. За спиной. Сплетня. Знакомство в парах.

Глава 3.2. Игры, направленные на сплочение группы

Надпись на футболке. Кто прозрачнее. Ясновидение. Я знаю, что ты знаешь. Все равно ты молодец. Наши качества. Ты имеешь ввиду. Ассоциации. Мне кажется. Общий рассказ.

Глава 3.3. Упражнения, ориентированные на снятие

Скала. Пусть встанут те. Водоросли. Найди пару. Испорченный телевизор. Передай эмоцию. Хвост к хвосту. Прорвись в круг. Атомы и молекулы. Встань в шеренгу.

Глава 3.4. Игры, направленные на организацию дискуссий

Кораблекрушение. Необитаемый остров. На льдине. Цыган и лошадь. Узнай меня. Узнай себя. Аквариум. Поменяйся ролями. Темы для дискуссий.

Глава 3.5. Сюжетно-ролевые игры

Мафия. Таможня. Королевство. Бармен. Аукцион. Встреча в аэропорту. Сказочный герой. Сказочный герой-2. Игрушки.

Глава 3.6. Медитативные техники

О проблеме с высоты. Встреча с собой. Заброшенный участок. Мои ресурсы. Мудрец. Глаза любви. Волшебная страна. Ручей. Заброшенный магазин. Путешествие на гору.

Глава 3.7. Методы арт-терапии

Моя жизнь. Мусорная корзина. Мой самый счастливый и самый грустный день. Мы - они. Мои маски. Пластилиновая фигурка. Проблема и ее разрешение. Картина. Рисунок вдвоем.

Глава 3.8. Методы невербальной активности

Зоопарк. Крокодил. Стул. Живые руки. Жестами о другом.. Танец втроем. Скульптура.. Скульптор и глина. Походка. Поводырь.

Глава 3.9. Упражнения поведенческого тренинга

Репетиция поведения. Я не могу. Техника вежливого отказа . Заигранная пластинка. Неуверенность, уверенность, агрессивность. Преувеличение поведения. Реакция на критику. Реакция на критику - 2.

Глава 3.10. Психодраматические упражнения

Я и моя проблема. Наблюдатель. Суд. Скульптура семьи. Экспромт. Волшебный магазин. Напиши письмо.

Глава 3.11. Упражнения, направленные на завершение

Пожелания в копилку. Похвали себя. Телеграмма. Надпись на заборе. Сплетня. Первый шаг. Подарки. Горячий стул. Последний монолог.

АВТОРСКИЙ ВАРИАНТ ТРЕНИНГА

"РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ"

Глава 4.1. Теоретическая концепция тренинга

Эмпатия как психологический феномен. Структура эмпатических способностей. Пути формирования эмпатических способностей.

Глава 4.2. Тренинг развития эмпатических способностей.

Основные блоки и упражнения. Дневник тренера.

Источник:

zizzania.ru

Doc: Теория и практика психологического тренинга - Горбатова Е

Теория и практика психологического тренинга

Теоретическая часть данного пособия направлена на то, чтобы вооружить тренера необходимыми знаниями и помочь ему почувствовать компоненты той атмосферы, которые делают тренинг событием для его участников. В практической части предлагаются рекомендации к разработке и проведению тренинга; некоторые техники, эффективность которых проверена на практике, и авторский вариант тренинга "Развитие эмпатических способностей".

Книга адресуется психологам, социальным работникам, педагогам, студентам психологических факультетов и всем тем, кто интересуется миром психологии.

В монографии предложено новое теоретическое обоснование психологического тренинга с позиций культурно-исторического подхода. Тренинг рассматривается к.

В пособии излагаются теория и методика проведения различных видов психологического тренинга с подростками, даются рекомендации по их организации, анал.

Особенности проявления эмпатии у взрослых. Понятие социально-психологического тренинга. Социально-психологический тренинг развития эмпатии и его возмо.

Изложение авторской концепции танцевально-экспрессивного тренинга, созданного на основе социально-психологического подхода к танцу; оригинальной прогр.

Проблемы развития агрессии в научных психологических исследованиях, ее диагностики и коррекции в практике. Разработка социально-психологического трени.

Источник:

www.tnu.in.ua

Скачать pdf Психологический тренинг - Горбатова Е

Психологический тренинг - Горбатова Е.А. - Теория и практика психологического тренинга

Теория и практика психологического тренинга Год: 2008

Автор: Горбатова Е.А.

Жанр: психология, тренинги

Серия: Психологический тренинг

Качество: Распознанный текст без ошибок (OCR)

Количество страниц: 320

Описание: Книга представляет собой учебное пособие, обобщающее практику проведения тренинговых групп.

Теоретическая часть данного пособия направлена на то, чтобы вооружить тренера необходимыми знаниями и помочь ему почувствовать компоненты той атмосферы, которые делают тренинг событием для его участников. В практической части предлагаются рекомендации к разработке и проведению тренинга; некоторые техники, эффективность которых проверена на практике, и авторский вариант тренинга "Развитие эмпатических способностей".

Книга адресуется психологам, социальным работникам, педагогам, студентам психологических факультетов и всем тем, кто интересуется миром психологии.

ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Глава 1.1. Общая характеристика тренинга

Определение и специфика психологического тренинга. Цели тренинговой работы. Принципы работы тренинговой группы. Возможности, преимущества и ограничения психологического тренинга.

Глава 1.2. Основные методические приемы в тренинге

Дискуссии. Игры. Медитации. Методы невербальной активности.

Глава 1.3. Вспомогательные методические приемы в

Предоставление информации. Самораскрытие тренера. Интерпретация. Конфронтация. Ритуалы. Домашнее задание.

Глава 1.4. Классификация тренинговых групп

Критерии классификации. Группы поддержки. Обучающие группы. Развивающие группы

Глава 1.5. Групповой тренинг как психотерапевтический

Групповая динамика на тренинге. Механизмы психотерапевтического воздействия группы. Оценка результативности групповой работы.

Глава 1.6. Ведущий тренинговых групп

Требования, предъявляемые к ведущему тренинговых групп. Проблемы подготовки ведущих тренинговых групп. Стили и роли в работе группового руководителя.

ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Глава 2.1. Организация тренинговой работы

Реклама тренинга. Отбор участников и формирование группы. Режим работы тренинговой группы. Среда обитания участников тренинга. Оплата труда тренера.

Глава 2.2. Разработка сценария тренинга

Каркас сценария. сценария. Пример разработки сценария.

Глава 2.3. Создание тренинговой атмосферы

Тренинг - как истинная встреча с участниками. Технические сопровождающие ведущему для создания атмосферы.

Глава 2.4. Рекомендации начинающему тренеру по

началу тренинговой работы

Организация знакомства. Работа с ожиданиями участников. Формирование общегрупповых норм. Манера поведения ведущего в начале тренинга.

Глава 2.5. Проблемные ситуации в тренинге

Страх ведущего перед группой. Усталость ведущего от группы. Принудительно организованная группа. Преждевременная терминация отдельных участников. Регулярные опоздания участников. Отказ членов группы от полноценного участия в тренинге. Появление в группе "козла отпущения". Присутствие на тренинге людей с ярко выраженной акцентуацией характера.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ

Глава 3.1. Упражнения, направленные на знакомство

Звезда. Герб и девиз. Имя. Я люблю. Жестами о себе. Три вопроса. Я - Солнце. За спиной. Сплетня. Знакомство в парах.

Глава 3.2. Игры, направленные на сплочение группы

Надпись на футболке. Кто прозрачнее. Ясновидение. Я знаю, что ты знаешь. Все равно ты молодец. Наши качества. Ты имеешь ввиду. Ассоциации. Мне кажется. Общий рассказ.

Глава 3.3. Упражнения, ориентированные на снятие

Скала. Пусть встанут те. Водоросли. Найди пару. Испорченный телевизор. Передай эмоцию. Хвост к хвосту. Прорвись в круг. Атомы и молекулы. Встань в шеренгу.

Глава 3.4. Игры, направленные на организацию дискуссий

Кораблекрушение. Необитаемый остров. На льдине. Цыган и лошадь. Узнай меня. Узнай себя. Аквариум. Поменяйся ролями. Темы для дискуссий.

Глава 3.5. Сюжетно-ролевые игры

Мафия. Таможня. Королевство. Бармен. Аукцион. Встреча в аэропорту. Сказочный герой. Сказочный герой-2. Игрушки.

Глава 3.6. Медитативные техники

О проблеме с высоты. Встреча с собой. Заброшенный участок. Мои ресурсы. Мудрец. Глаза любви. Волшебная страна. Ручей. Заброшенный магазин. Путешествие на гору.

Глава 3.7. Методы арт-терапии

Моя жизнь. Мусорная корзина. Мой самый счастливый и самый грустный день. Мы - они. Мои маски. Пластилиновая фигурка. Проблема и ее разрешение. Картина. Рисунок вдвоем.

Глава 3.8. Методы невербальной активности

Зоопарк. Крокодил. Стул. Живые руки. Жестами о другом.. Танец втроем. Скульптура.. Скульптор и глина. Походка. Поводырь.

Глава 3.9. Упражнения поведенческого тренинга

Репетиция поведения. Я не могу. Техника вежливого отказа . Заигранная пластинка. Неуверенность, уверенность, агрессивность. Преувеличение поведения. Реакция на критику. Реакция на критику - 2.

Глава 3.10. Психодраматические упражнения

Я и моя проблема. Наблюдатель. Суд. Скульптура семьи. Экспромт. Волшебный магазин. Напиши письмо.

Глава 3.11. Упражнения, направленные на завершение

Пожелания в копилку. Похвали себя. Телеграмма. Надпись на заборе. Сплетня. Первый шаг. Подарки. Горячий стул. Последний монолог.

АВТОРСКИЙ ВАРИАНТ ТРЕНИНГА

"РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ"

Глава 4.1. Теоретическая концепция тренинга

Эмпатия как психологический феномен. Структура эмпатических способностей. Пути формирования эмпатических способностей.

Глава 4.2. Тренинг развития эмпатических способностей.

Основные блоки и упражнения. Дневник тренера.

Источник:

onichia.ru

ТЕМА: ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В ТРЕНИНГЕ

ТЕМА: ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В ТРЕНИНГЕ

1. Предоставление информации

2. Самораскрытие тренера

6. Домашнее задание

Литература: Горбатова Е. Теория и практика психологического тренинга

Иногда на тренинге складывается такая ситуация, что участники просят тренера дать информацию по какому-либо поводу. Не всегда стоит сразу удовлетворять данный запрос. У тренера есть несколько вариантов выхода из ситуации:

- организовать общую дискуссию;

- попросить самого участника высказать свое мнение;

- задать ему вопросы, углубляющие понимание его проблемы;

- дать информацию по интересующему его вопросу.

А критерием для выбора варианта должна стать основная цель спрашивающего. Это могут быть:

- потребность в поддержке своей позиции;

- повод для выхода накопившихся эмоций;

- уход от обсуждения своей проблемы;

- потребность в информации.

В других ситуациях необходимость дать информацию все же присутствует. Народная мудрость, диктующая нам из поколения в поколение выбор при принятии решения, достаточно часто приходит в противоречие с психологическими знаниями. Житейские убеждения чаще идут не по наилучшему, а по упрощенному пути.

Иногда потребность в новой информации вытекает не из прямого запроса участников, а из необходимости групповой работы (чтобы перевести ее в новое русло). Но здесь очень важно удержаться на золотой середине. С одной стороны надо постараться не перевести тренинг в лекцию с элементами упражнений, а с другой – нет смысла «обеднять» участников.

Одним из лучших способов предоставления информации на тренинге считается метафорический. Возможности метафоры вытекают из ее способности достичь те части личности, которые надежно спрятаны защитными механизмами [4]. Опосредованный подход позволяет преодолеть сопротивление. Метафору можно использовать для донесения сути, решения проблем, повышения мотивации, помощи в самопознании. Грамотное использование метафоры позволяет избежать прямой конфронтации и при этом добиться эффекта.

Изо всех видов метафоры на тренинге наиболее уместны две: короткая история (анекдот или притча) и художественный рассказ.

Примером короткой истории может служить анекдот «Чтение мыслей»: «Идут по лесу Винни-Пух и Пятачок. Долго идут… Молчат… Вдруг Винни-Пух оборачивается и бьет Пятачка. Тот с обидой: «Да ты что, Винни? И в ответ слышит: «Ах ты, свинья, целый час молчишь и такие гадости про меня думаешь!». Название этой истории очень хорошо показывает ситуации, где будут уместны такие метафоры.

Художественный рассказ предполагает, что тренер облекает свою мысль в реалистичную историю с позитивным или назидательным окончанием. Его рассказ может начинаться со слов: «В моей жизни (в жизни моих друзей, клиентов…) была такая ситуация…».

Ценность применения метафоры на тренинге в том, что:

- она интереснее и ярче, чем простое предъявление смысла;

- у слушателей есть возможность использовать ее содержание своим собственным способом и извлечь тот смысл, который приложим к его конкретной ситуации;

- ее влияние распространяется не только на левое, но и на правое полушарие; усваивание идет также и на подсознательном уровне [59].

Метафора уместна и в начале тренинга (для повышения мотивации), и в середине (для введения новой информации), и в конце (для подведения итогов). И в то же время не стоит из нее делать панацею. По мнению родоначальника метафоротерапии М. Эриксона [4], большая часть людей благополучно усваивает и прямую информацию.

Данный прием заключается в раскрытии тренером своей личности перед участниками. Степень раскрытия может быть различной: от сообщения о себе общих демографических данных до полного самопредставления, включающего и переживания, связанные с данным групповым процессом.

Применение этого приема на тренинге имеет короткую историю. В течение долгого времени считалось, что процесс терапии должен быть окружен священной аурой. И только в последние годы представители всех направлений групповой работы стали говорить о том, что повышение «прозрачности» тренера практически не несет никаких потерь, но при этом дает много плюсов:

- откровенность тренера вызывает повышение открытости участников;

- углубляется чувство взаимопонимания и эмоциональной поддержки («Мне знакомо твое чувство неуверенности; когда я впервые выступала перед большой аудиторией…»);

- появляется возможность предоставить модель поведения и дать интерпретацию, не вызывая сопротивление («У меня был такой случай…»).

В то же время несоблюдение определенных правил применения данного приема может и навредить участникам. К основным ограничениям метода прежде всего относят следующие аспекты:

- для тренера важно не оказаться надолго в центре внимания группы;

- нет смысла в обстоятельном самораскрытии тренера, когда у него еще нет контакта с аудиторией или когда намечается разлад с группой;

- не стоит при самораскрытии давать нерешенный негативный пример из личного опыта, чтобы не сложилось впечатление, что тренер пришел решать на группе не чужие, а свои проблемы;

- прежде чем решиться на данный прием, ведущему следует убедиться, что его выбор продиктован не личной потребностью высказаться, а возможностью оказать участникам ощутимую пользу.

Интерпретация– это разъяснение неясного или скрытого для участника тренинга значения некоторых аспектов его переживаний и поведения. Она может осуществляться в краткой форме (в виде ключевого слова или фразы) или в более подробном объяснении.

Значение данного приема зависит от направления тренинга. Так в психодинамической групповой работе интерпретация является базовой техникой [62], а в клиентоцентрированной терапии она проявлена меньше (здесь тренер делает упор на самораскрытие и дает возможность самим участникам интерпретировать происходящее).

Для того, чтобы данный прием имел положительный эффект, тренер должен соблюдать следующие правила:

1. Прежде чем приступить к этой форме работы, надо убедиться, что в группе сформирована атмосфера безопасности и доброжелательности, иначе интерпретация может включить механизмы защиты участника.

2. Будет лучше, если интерпретация прозвучит в виде вопроса или предположения. Фразу можно начать со слов:

- «У меня сложилось впечатление…»;

- «Может ли это быть связано с тем, что…?»;

- «У меня есть такая фантазия… Что Вы об этом думаете?».

Если же интерпретация прозвучит как истина в последней инстанции, то она или скоро забудется, или вызовет сопротивление. Эффект будет только от совместной попытки понять что-либо.

3. Очень значимо дать ее вовремя. Если интерпретация предоставляется на фоне сильных эмоциональных проявлений, вряд ли она будет эффективной; сначала есть смысл дать участнику возможность отреагировать чувства, чтобы дистанцироваться от них. Также нежелательна слишком поздняя интерпретация, и почувствовать тот самый момент тренеру должны помочь эмпатия, интуиция, опыт и знания.

4. Применяя данный прием, надо учитывать и уровень когнитивных ресурсов человека. Если участник не поймет интерпретации, то это будет не его вина, а недоучет тренером его возможностей.

5. И, наконец, интерпретацию не следует делать слишком глубокой; она должна увязываться с тем, что клиент уже знает.

О том, насколько были соблюдены данные правила, может хорошо рассказать реакция клиента. В благоприятном варианте это будет благодарность и инсайт. Если участник остался равнодушен к словам тренера, то, скорее всего, были нарушены четвертое и пятое правило; а если реакция окажется агрессивной, то можно предположить, что не соблюдались первые три правила.

В групповой работе существует также возможность применения данного приема и со стороны самих участников. Их статус на группе позволяет им (в отличии от тренера) давать интерпретацию – несвоевременную, неверную, поверхностную или слишком глубокую. Несмотря на это, роль таких высказываний очень высока: они способствуют групповой динамике и позволяют участникам легче принять новые идеи от партнеров. Поэтому будет хорошо, если тренер не будет торопиться сам и дождется реакции со стороны. Его задачей в такой ситуации является помощь участникам в правильной формулировке своих мыслей: через «Я-высказывание» и в деликатной форме.

Фактически, каждый из аспектов групповой работы может подвергаться интерпретации, и надо проявить достаточно профессионализма и интуиции, чтобы с одной стороны сделать тренинг эффективным для каждого, а с другой – не превратить его в лекцию.

Конфронтация – это дипломатическое обращение внимания участника группы на противоречия в его поведении, словах, чувствах.

Всегда ли стоит пользоваться данным приемом, если тренер заметит расхождение в поведении и словах участника? Нет, это – очень серьезная техника, и прежде чем решиться на ее использование, надо обстоятельно учесть многочисленные факторы.

1. В последнее время, в связи с широким распространением тренингов, можно встретиться с полудобровольным актом участия на группе (Например, директор фирмы приглашает тренера для повышения эффективности своей команды. Никто, естественно, не возражает, но степень желания изменить себя может быть крайне различной). Думается, что в этом случае, если тренер не убежден в потребности участника активно работать над собой, лучше дать возможность человеку «дозреть».

С подобной проблемой можно столкнуться и на методических тренингах, где обучаются будущие или начинающие психологи. Понятно, что грамотное обучение ведению тренинга предполагает его проживание; но если человек не готов к полноценному прохождению группы, конфронтация вряд ли ускорит данный процесс.

2. Есть смысл хорошо подумать о применении данного приема в ситуации краткосрочного (трехдневного) тренинга. За это время, в случае глубокой проблемы, существует возможность поднять ее, но не разрешить.

3. Также мне видится проблематичным применение конфронтации к человеку с высокой степенью адаптации к реальной жизни. У каждого из нас есть внутренние проблемы, комплексы, и тренинг почти всегда проявляет их. Но если ведущий видит, что клиент приспособлен к своему недостатку, надо хорошо подумать, стоит ли нарушать равновесие.

4. Особенно осторожным надо быть тому тренеру, который знает за собой такие личностные особенности, как недоверчивость и нетерпеливость. У него большой шанс не дождаться того момента, когда человек окажется готовым к изменению, и решить за него, что «час икс» уже настал.

5. Учитывая, что тренеру, несмотря на его роль, ничто человеческое не чуждо, вполне можно предвидеть, что кто-то из участников вызовет в нем негативные чувства. Это очень четкий признак того, что конфронтацией по отношению к данному человеку пользоваться нельзя: она из методического приема тут же превратиться в сведение счета.

6. Также неплохо было бы учитывать природный темперамент клиента. Можно заранее предвидеть, что в человеке с сильным психотипом конфронтация вызовет боевой задор (который, понятно, может развернуться в любую сторону); для меланхолика же применение данного приема может стать очень тяжелым переживанием.

7. И, главное, чтобы учесть все предыдущее в течение очень короткого промежутка времени на тренинге, ведущему мало обладать тактом, эмпатией, интуицией, хорошим интеллектом и высоким порогом терпимости; он также обязательно должен иметь за плечами достаточный профессиональный опыт применения конфронтации в индивидуальной терапии. Поэтому на первых порах лучше отказаться от данного приема.

Если же все-таки принято решение применить конфронтацию:

- надо убедиться, что достигнута атмосфера доверия и безопасности для участников;

- лучше говорить об ощущениях, а не выражать критику;

- при ее проведении следует касаться только внешних аспектов поведения, а не внутренней мотивации и неосознанных потребностей (Например: «Ты всегда перебиваешь меня», а не «Ты всегда хочешь быть в центре внимания»);

- излагая последствия противоречия, надо помочь найти способы их преодоления;

- конфронтация не должна выглядеть категоричной и агрессивной; лучше, если она будет начинаться со слов: «Мне кажется…», «Если я не ошибаюсь…»;

- надо помнить, что в групповой психотерапии конфронтация направлена не на отдельных членов группы, каждый реагирует на нее; поэтому, давая ее одному, надо помнить об отклике у остальных.

Групповая работа дает дополнительную возможность для применения данного приема, т.к. каждый член группы может выступить в качестве конфронтатора. Этому содействуют такие групповые нормы, как спонтанность и искренность. При этом обратная связь от членов группы может быть эффективной, даже если будут нарушены правила, являющиеся табу для тренера.

Тренеру следует стремиться к тому, чтобы конфронтация исходила от членов группы. Его задачей в данной ситуации является отслеживание конструктивной формы данного приема.

Ритуал имеет достаточно сильное психотерапевтическое воздействие на участников. Для начала он позволяет легче войти в группу и почувствовать сплоченность коллектива. Позже ритуал начинает воздействовать на подсознание, задавая программу изменения. И, наконец, через рефлекторно-ассоциативную связь, он начинает работать как якорь, вызывающий желательные действия [10].

В качестве возможных примеров ритуалов можно привести следующие:

- определенная схема занятий (например, в начале дня – обсуждение чувств и ожиданий; после перерывов – разминки; в конце рабочего дня – подведение итогов и т.д.). Это позволяет лучше настроиться на работу, быть более эффективным;

- регулярное обсуждение чувств участников, что дает возможность легче их идентифицировать и вербализовать;

- аплодисменты, сопровождающие значимые высказывания или удачные действия участников; они придают событию большую значимость и тем самым позволяют зафиксировать на нем внимание;

- прощание по определенному образцу (например, с помощью упражнения «Водоросли», описание которого дано во второй части пособия); данный ритуал больше сплачивает группу;

- совместное чаепитие; оно прокладывает мостик между тренингом и реальной жизнью.

Кроме этих, общеизвестных, ритуалов, тренер может изобрести любые другие, опираясь на специфику участников. Например, в «робкой» группе в конце каждого дня можно регулярно ставить вопрос: «Что сегодня не сумел (не успел, побоялся…) сказать на группе?». А в группе с постоянно опаздывающими участниками, тем, кто пришел с перерыва или из дома вовремя (чтобы снять напряжение от ожидания) можно предложить включить свою интуицию и ответить на вопрос: «Сколько времени понадобится, чтобы группа собралась полностью?»

Некоторые ритуалы привносят на группу и сами участники. Так, в одной группе, где присутствовали музыканты, каждый удачный шаг участников отмечался игрой на инструменте.

Этот прием пришел из поведенческого тренинга [31]. Чаще его используют для того, чтобы перенести изменения в поведении во внешний мир. Участник получает то задание, которое вызывает у него личностную трудность; но сначала надо отработать навыки поведения, вызывающего проблемы на тренинге.

Домашнее задание может быть групповым (т.е. опираться на логику тренинговой программы) и индивидуальным (тогда оно отталкивается от личных проблем). Также можно выделить диагностическое и развивающее домашнее задание. В первом случае предполагается зафиксировать что-либо, а во втором – приобрести новый опыт. Но часто обе функции – переплетаются.

Источник:

infopedia.su

Горбатова Е. Теория и практика психологического тренинга в городе Екатеринбург

В нашем каталоге вы можете найти Горбатова Е. Теория и практика психологического тренинга по разумной цене, сравнить цены, а также найти иные книги в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с параметрами, ценами и обзорами товара. Доставка товара выполняется в любой населённый пункт РФ, например: Екатеринбург, Томск, Иваново.