Каталог книг

Методика музыкально-певческого воспитания. Учебное пособие

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

В учебном пособии автор, опираясь на свой многолетний опыт работы по музыкально-певческому воспитанию учащихся начальных классов общеобразовательной школы, освещает важные проблемы вокального и общемузыкального воспитания, рассказывает о приемах и методах организации работы на уроках музыки. Учебное пособие предназначено для студентов педагогических училищ и вузов, рассчитано на преподавателей музыки общеобразовательных школ, руководителей детских вокальных коллективов. 6-е издание, стереотипное.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Огороднов Д. Методика музыкально-певческого воспитания. Учебное пособие. Издание четвертое, исправленное Огороднов Д. Методика музыкально-певческого воспитания. Учебное пособие. Издание четвертое, исправленное 632 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Виленская Т. Теория и методика физического воспитания. Оздоровительные технологии физического воспитания дошкольников. Учебное пособие для СПО Виленская Т. Теория и методика физического воспитания. Оздоровительные технологии физического воспитания дошкольников. Учебное пособие для СПО 938 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Максакова В. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников. Учебное пособие Максакова В. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников. Учебное пособие 342 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Курочкина И. Методика обучения и воспитания младших школьников. Этикет. Учебное пособие Курочкина И. Методика обучения и воспитания младших школьников. Этикет. Учебное пособие 629 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Кожухова Н., Рыжкова Л., Борисова М. Методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие Кожухова Н., Рыжкова Л., Борисова М. Методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие 960 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Курочкина И. Методика обучения и воспитания младших школьников. Этикет. Учебное пособие для прикладного бакалавриата Курочкина И. Методика обучения и воспитания младших школьников. Этикет. Учебное пособие для прикладного бакалавриата 589 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Курочкина И. Этикет. Методика обучения и воспитания младших школьников. Учебное пособие для СПО Курочкина И. Этикет. Методика обучения и воспитания младших школьников. Учебное пособие для СПО 629 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Огороднов Д

Методика музыкально-певческого воспитания

Посетители, находящиеся в группе Гости, имеют ряд ограничений на скачивание книг.

После регистрации будут доступны все ссылки для скачивания, а также скрыта реклама на сайте.

— Файл формата DjVu можно открыть при помощи программ DjVuReader или WinDjView.

— Файл формата pdf можно открыть при помощи программы Adobe Reader.

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикаци.

Портал Книжка.info является самообновляемой электронной библиотекой книг, информацию в которую добавляют пользователи, согласные с тем, что они не нарушают авторских прав. На данном сайте представлены исключительно ссылки на другие ресурсы. Любое размещение информации, нарушающее авторское право будет незамедлительно удалено.

Источник:

www.knidka.info

Тема 5

Тема 5.2. Методика музыкального воспитания видных деятелей России

В 70-х годах XIX века появляется книга Сергея Иринеевича Миропольского «О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе». Одна из статей этой книги посвящена обзору русской учебно-музыкальной литературы по обучению пению. Здесь выделяется особое значение хорового пения, которое является: навыком коллективного действия; стремлением коллективного достижения цели; подчёркивается любовь русского народа к песне, приводятся различные случаи из русского быта, связанные с песней. Говоря о методах обучения пению, С.И. Миропольский отмечает, что «… голос формируется не раньше 8-9 летнего возраста, с этого времени и следует начинать обучение пению…, пение по слуху и пение по нотам представляет две стадии в обучении этому искусству». Подчеркивая возможные трудности обучения нотной грамоте, автор допускает в начальном периоде обучения графическое изображение звуков («лестничка»), и особенно рекомендует цифровой метод. Подчеркивая, что обучение по цифровому методу не исключает в дальнейшем обучения по нотам, также как обучение по печатным буквам не исключает обучения письму, автор выделяет основные принципы обучения:

- выработка навыков внутреннего слуха, предслышания и представления «звука в уме», для чего необходимы «упражнения в сольмизации»;

- необходимость выработки осмысленности в работе над упражнениями;

- соблюдение дидактического принципа последовательности в обучении от простого к постепенному усложнению заданий.

В целом, книга С.И. Миропольского сыграла заметную роль в истории музыкального воспитания, так как она давала представление о состоянии музыкального воспитания в России и на Западе.

Не меньший интерес представляет работа Д.Н. Зарина «Методика», которая начинается с вводной части «О методе хорового пения и его принципы». По его мнению, значение школьного пения состоит не только в воспитании эстетического чувства, но и в его воспитательном воздействии на умственные силы детей: сознание, память, воображение; волю; эстетическое чувство, которое возможно только через исполнение хорошей музыки. Весь курс занятий Д.Н. Зарин делит на 2 периода: обучение нотной грамоте и обучение с голоса, рекомендуя начинать с работы над развитием восприятия высоты, т.к. звуковысотный раздел он считает наиболее интересным для детей. Навык различения высоты он советует развивать сначала на сравнительно большом интервале, например, квинты. Также он отмечает, что для развития голоса очень важен хороший показ учителя, так как дети легко подражают, а также отмечает, что вокальные упражнения следует начинать с пения гласной «а», за гласной «а» - «е», «и», «у», «ы», «я», «ё», «ю».

Для развития дыхания Д.Н. Зарин рекомендует специальные упражнения, которые повторяются до тех пор, пока правильное дыхание не обратится в привычку, в умение, в инстинкт. Певческий репертуар должен быть непременно художественным, т.е. таким, который содержит в себе богатую и выразительную мелодию и чуждую вычурности гармонию. Наиболее подходящим репертуаром он считает церковные и народные песни, хотя автор не исключает и сочинения светских композиторов. Он даёт подробные методические указания к разучиванию песни:

1) не затягивать надолго разучивание;

2) брать посильный репертуар;

3) знакомить с содержанием текста;

4) учителю самому исполнить песню;

5) показать строение песни: одинаковые и различные фразы;

6) указать места для взятия дыхания;

7) разучивать текст первой мелодической фразы;

8) разобрать направление движения мелодии;

9) изобразить мелодии графически;

10). Разобрать ритмический рисунок.

Первый период охватывает 22 урока. С 23 урока может быть начато изучение нотной грамоты. Изучать песни Д.Н. Зарин рекомендует в порядке нарастания количества звуков. Большинство рекомендуемых им песен заимствовано из «Школьного сборника этнографической комиссии», некоторые песни даны с пометкой: «В педагогических целях – упрощена».

Более решительным выражением новых педагогических тенденций является «Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики» Александра Леонтьевича Маслова. Он описывает различные эксперименты и призывает к методическим исканиям, в которых видит обязанность каждого настоящего учителя. В поисках нового предлагается использовать наследие старой русской педагогики в сочетании новых методов со старыми, проверенными опытом. Отмечая, что школьное пение по преимуществу должно быть хоровым, подчеркивается необходимость индивидуального развития ребенка. А.Л. Маслов считал, что нотная грамота как таковая в начальной школе должна являться лишь вспомогательным средством при обучении, и введение усиленного изучения нотной грамоты может погубить в ребенке как музыкальное чутье, так и интерес к красоте и творческому воображению. Он рекомендует уделять особое внимание развитию творческих способностей детей: исполнению заученных песен на свой лад; сочинению мелодии на заданный текст или ритм; совместному сочинению песен на заданный или свой текст; написанию окончания к четырехтактному предложению. Творчество детей А.Л. Маслов видел в исполнительской интерпретации песен и в вокальной импровизации, и применял аналогичные творческие задания. Главная ценность данной методики - в стимулировании творческого потенциала детей.

Кроме того, А.Л. Маслов провел специальное исследование по диагностике музыкальных способностей детей. Он специально изучал возможности фальшиво поющих детей, которых учителя относили к музыкально неспособным. В результате эксперимента он выявил, что у всех физически здоровых детей есть музыкальный слух, развитый в разной мере, а фальшивое пение обусловлено следующими причинами: ограниченный диапазон голоса (2-3 звука); смещение диапазона от примарного звука на кварту или квинту (вниз, и значительно реже – вверх); отсутствие координации между слухом и голосом; недостаточная острота слуха, отсутствие певческих навыков. В целом исследование А.Л. Маслова имело огромное научно-практическое значение, так как доказывало возможность музыкального развития всех детей при индивидуальном подходе к ним.

Среди педагогов последней трети XIX века Степан Васильевич Смоленский пользовался особой известностью. Главной задачей массового музыкального просвещения он считал эстетическое воспитание общества через хоровое пение и, в первую очередь, через школьное музыкальное образование. Впервые ставится проблема единства обучения и воспитания на уроках музыки. В статье «Заметки об обучении пению» выделяется три главные задачи:

1) воспитательная – формирование духовной культуры;

2) образовательная – знание русской музыкальной литературы;

3) развивающая – обучение приемам пения.

Он создал учебник, оснащенный методическими разработками, затем разработал четырёхтомный «Курс хорового пения», в котором была изложена методика преподавания пения по цифровой нотации для учителей. Учебник выдержал шесть изданий и был одним из основных в народных школах России. В качестве методического приема в начальных классах школы в течение 1,5 – 2 месяцев он предлагал ввести занятия по слуху для развития навыка слухового восприятия. Он проводил внеклассную хоровую работу с направлением на воспитание слуха и ансамбля, реакцию на жесты дирижёра, которая в совокупности решала многие воспитательные задачи. Хор как массовый коллектив с дидактическими и художественными задачами представлялся эффективным средством обучения приемам пения и артистичного исполнения. В «Азбуке хорового пения» была разработана методика знаменного пения. Таким образом, наряду с обучением технике пения, детям прививалась музыкальная культура.

Чрезвычайно большое значение в работе с детьми С.В. Смоленским придавалось репертуару. В данном случае подчеркивалась особая ответственность учителей при подборе детского репертуара. Музыкальный материал подбирался очень тщательно и взвешенно, придавалось большое значение музыкальной содержательности, руководствуясь принципами соблюдения особенностей детской психики, специфики психофизиологическим возрастным особенностям, тесситуре, диатонической ладовой основе. Для обучения детей был создан дидактический певческий комплекс на основе древнерусских распевов, поскольку они диатоничны в ладовой основе и интонационно близки к характерным образцам народной музыки. Тесситурные же особенности распевов очень удобны для начального обучения детей пению.

Результатом деятельности С.В. Смоленского в области школьного хорового воспитания явилась музыкально-педагогическая концепция. Она нашла свое выражение в «Проекте программы музыкального образования в народной школе» (1880 г.) и в «Методике преподавания по цифирной нотации для учителей» (1885 г.). Созданные специальные школьные учебники подняли методическую литературу для учителей пения на новый уровень.

Двухчастная «Методика пения» Алексея Николаевича Карасева тоже приобрела большую популярность. В ней придается изучению пения не только музыкально-образовательное, но и воспитательное значение. Здесь особо подчеркивается, что при занятиях хором развивается активное внимание и обостряется умственная работа, развиваются присущие детям музыкальные способности. Автор указывает на решение следующих задач:

- «научить детей петь начальные молитвы и песнопения «с голоса», но предпочтительно по нотам или другим знакам, в один голос»;

- «Научить петь те же молитвы, тропари и песнопения в два голоса…»

Многие педагоги утверждают, что большинство детей наделено хорошим слухом, но творческие способности есть не у всех. Такие дети, скорее всего, склонны к подражанию.

Большое внимание Карасев уделял нотной грамоте, и считал, что начинать обучение следует с освоения более легких способов записи. В качестве таких способов он предлагал цифровую нотацию, описанную следующим образом: «Первая нота гаммы – цифрою 1, вторая – 2 и т. д. … ноты выше 8 – следующая октава, имеют точку над цифрою, а нижняя октава точку под цифрою». По его методике занятия начинались с освоения одного из звуков, обычно это был звук «до» первой октавы, который ученики пели сначала целыми длительностями, затем половинными, четвертями. Затем переходили к простейшим ритмам. Освоение одного звука продолжалось до тех пор, пока все учащиеся не добивались чистого пения. На одном звуке пели молитвы, песнопения, народные прибаутки. После чисто спетого звука «до» переходили к звуку «ре», добиваясь чистого пропевания секунды. Аналогичный музыкальный материал уже охватывал два звука. Далее следовал третий звук «ми» и работа на трех звуках продолжалась в том же плане. Однако впоследствии Карасев отвергает этот способ обозначения. Он приходит к выводу, что «Обучение по цифрам с каждым шагом будет показывать деланность и неестественность преподавания, а потому и не имеет за собой прочных дидактических оснований». В дальнейшем он выдвигает буквенный способ обозначения: «Названия нот заменяются звуками, звуки изображаются буквами, стоимость ноты – цифрой поставленной над буквой». Например: «до» – а, «ре» – у, «ми» – и, «фа» – о, «соль» – е, «ля» – я, «си» – ю. Так как этот способ не дает никакой наглядности, представления о движении мелодии, то учащиеся должны предварительно запомнить все звуковые отношения. Уделяется значительное внимание методическим приемам изучения музыкальных произведений:

1) чтение первой строки учителем, если не усвоено это ранее;

2) повторение отчетливо каждым учеником из слабых, и всем классом;

3) пение строки учителем;

4) повторение лучшими учениками по отдельности;

5) повторение двумя, тремя, группой и всем классом;

6) изучение при тех же приемах второй строки;

7) повторение обеих строк одна на другую;

8) пение следующей фразы молитвы.

Преимущества методики А.Н. Карасева заключаются в строгой, продуманной последовательности в построении всего процесса обучения и в детальной его разработке, способствующей выработке прочных навыков у учащихся. Однако его методика отражала схоластику и формализм обучения того времени. Впрочем именно благодаря строгой последовательности достигалась чистота интонирования и прочность усвоения музыкального материала. Система же эта была чужда живой природе музыки, она подавляла проявление творческого отношения к ней.

По мнению профессора А. И. Пузыревского, школьное пение, правильно поставленное и хорошо организованное, имеет для школы большое значение в различных отношениях: и в религиозном, и в эстетическом и в нравственном. Очень важны занятия пением, потому что «для успешности всяких музыкальных занятий необходимо развивать общую музыкальность… а для этого лучшим средством является пение, доступное всем нормальным детям». Говоря о методах обучения пению, автор предостерегает от формального обучения нотной грамоте. Уделяется много внимания вопросу о последовательности в обучении, необходимости учитывать закономерности психофизического развития ребенка, ставить перед учеником только посильные задачи, которые могут быть им не только правильно поняты, но и выполнены. Главную роль при пении должны играть музыкальный голос и музыкальный слух, который развивается медленнее способности мышления.

Таким образом, анализ основных методических положений видных деятелей музыкального воспитания России рассматриваемого периода позволяет отметить, что проблема музыкального воспитания детей охватывала различные научно-практические сферы: изучались не только вопросы методической и технологической сфер обучения пению, но и отмечалась значимость музыкального искусства как средства эстетического и нравственного развития детей.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы отличительные черты первых отечественных исполнительских музыкально-педагогических школ 30 – 50-х годов XIX века?

2. Основные методические положения С.Е. Мировольского.

3. Основные методические положения Д.Н. Зарина.

4. Основные методические положения А.Л. Маслова.

5. Основные методические положения С.В. Смоленского.

6. Основные методические положения А.Н. Карасева.

7. Основные методические положения А. И. Пузыревского.

Источник:

helpiks.org

Книга: Д

Книга: Д. Е. Огороднов «Методика музыкально-певческого воспитания. Учебное пособие»

Серия: "Музыкальная литература"

В учебном пособии автор, опираясь на свой многолетний опыт работы по музыкально-певческому воспитанию учащихся начальных классов общеобразовательной школы, освещает важные проблемы вокального и общемузыкального воспитания, рассказывает о приемах и методах организации работы на уроках музыки. Учебное пособие предназначенодля студентов педагогических училищ и вузов, рассчитано на преподавателей музыки общеобразовательных школ, руководителей детских вокальных коллективов. ISBN:978-5-8114-1612-7, 978-5-91938-121-1, 979-0-66005-048-4

Издательство: "Лань" (2014)

Другие книги схожей тематики: См. также в других словарях:

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Хор (коллектив) — Эта статья о хоре как о певческом коллективе. См. также другие значения этого слова. Хор (др. греч. ????? толпа) хоровой коллектив, певческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание… … Википедия

Хор (коллектив певцов) — Эта статья о хоре как о певческом коллективе. См. также другие значения этого слова. Хор (др. греч. ????? толпа) хоровой коллектив, певческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание… … Википедия

Хоровой коллектив — Эта статья о хоре как о певческом коллективе. См. также другие значения этого слова. Хор (др. греч. ????? толпа) хоровой коллектив, певческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание… … Википедия

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Хорошо

Источник:

books.academic.ru

Методика музыкально-певческого воспитания. Учебное пособие

2. Хоровое пение

2. Хоровое пение

Основная направленность обучения хоровому пению в начальных классах заключается в том, что младшие школьники учатся:

– петь песни разного эмоционального содержания;

– чувствовать настроение песни и передавать его в своем исполнении;

– петь двухголосные песни;

– соблюдать правила пения и охраны голоса (петь естественно, красивым звуком, с мягкой атакой звука, правильно дышать при пении, ясно выговаривать слова);

– понимать основные дирижерские жесты – «вступление», «дыхание», «начало» и «окончание» звучания (пения).

Наряду с пением по слуху целесообразно активизировать процесс музицирования пением по нотам. При этом основными критериями правильного пения младших школьников по-прежнему остаются такие характеристики звука, как естественность, «серебристость», звонкость, полетность.

Подбор вокально-хорового репертуара в начальных классах осуществляется на основе следующих положений:

– соответствие физиологическим особенностям певческого аппарата детей;

– высокий уровень художественных достоинств, художественная ценность музыкального материала;

– адекватность психическим особенностям учащихся начальной школы;

– образные и жанровые контрасты выбираемых песен;

– воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.

Отбор музыкального материала для хорового пения осуществляется самим учителем музыки на основе национальных особенностей музыкальной культуры и традиций каждого конкретного региона России.

Цель хорового пения на уроках музыки в начальной школе – способствовать творческой самореализации младших школьников посредством хорового исполнительства.

образовательные: постановка и развитие голоса, формирование вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром;

воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования;

развивающие: развитие музыкальных способностей, интереса к хоровому пению детей как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию.

Основные вокально-хоровые навыки. В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. Необходимым условием их формирования является певческая установка. Под термином «певческая установка» понимается комплекс обязательных требований – стоять или сидеть подтянуто, ненапряженно, развернув плечи и держа голову прямо. Указанные требования способствуют правильному звукообразованию. Формирование певческой установки – очень важный и во многом определяющий момент хорового исполнительства.

Певческая установка непосредственно связана с навыком певческого дыхания. Тремя составляющими дыхания являются: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Наиболее целесообразно для пения грудобрюшное дыхание, предусматривающее при вдохе расширение грудной клетки в средней и нижней ее части с одновременным расширением передней стенки живота. Ключичное (поверхностное) дыхание, при котором дети поднимают плечи при вдохе, – недопустимо!

С певческим дыханием связано понятие певческой опоры. В пении она обеспечивает наилучшие качества певческого звука, а также является необходимым условием чистоты интонации. Однако не следует забывать, что при всей неоспоримой значимости певческой опоры объяснять ее суть младшим школьникам можно лишь очень аккуратно, так как результаты бывают обратные – дети напрягаются, сопят и поднимают плечи.

Возобновление дыхания производится в установленные и отмеченные в нотах моменты. Обычно оно совпадает с границами построений, фраз, цезурами в музыкальном и поэтическом тексте. В тех случаях, когда продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса детей, применяется цепное дыхание. Основные рекомендации при цепном дыхании следующие:

– не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;

– не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;

– брать дыхание незаметно и быстро;

– вливаться в общее звучание хора без акцента, с мягкой атакой (началом) звука, интонационно точно;

– чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию.

Не менее важным в хоровом пении является навык звукообразования, при формировании которого должны предъявляться следующие требования:

– перед своим возникновением звук должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях школьников;

– звук при атаке осуществляется интонационно точно, без глиссандо.

Из трех типов атаки звука основной принято считать мягкую, создающую условия для эластичной работы связок. Твердая атака, при которой голосовая щель плотно смыкается до начала выдоха, и придыхательная атака, при которой смыкание голосовых связок происходит после начала выдоха, применяется в пении младших школьников крайне редко. Как правило, твердая атака может быть рекомендована для ребенка, склонного к вялости, инертности, и наоборот, чрезмерно активному ученику лучше посоветовать придыхательную атаку.

Формирование навыка артикуляции предполагает становление тембрального родства гласных, главным условием чего является стремление сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных.

Правильному формированию певческого звука способствует также манера произнесения слов – дикция. При этом произношение в пении строится на общих правилах орфоэпии.

Одной из специфических особенностей певческой дикции является «перенесение» последнего согласного звука в слоге к началу следующего за ним слога, что в итоге способствует протяженности гласного звука в слоге. При этом роль согласных нисколько не должна приуменьшаться, так как в противном случае небрежность произношения затруднит восприятие слушателя.

Понятие ансамбль означает художественное единство, согласованность всех компонентов исполнения. В связи с конкретностью задач в хоровом пении различают ансамбли динамический, ритмический и тембровый. Видный мастер хорового пения П. Г. Чесноков, определяя условия пения в ансамбле, полагал, что певцу надо возможно более уравновешиваться по силе звука и сливаться по тембру со своей партией, партии – уравновешиваться в хоре, а дирижеру – регулировать силу и окраску звука как отдельных певцов, так и целых партий.

Пение в ансамбле тесно связано с хоровым строем – точным интонированием в одноголосном пении (горизонтальный строй) и многоголосном пении (вертикальный строй).

В работе над трудностями строя следует придерживаться правил интонирования ступеней лада.

I, V – интонируются в мажоре устойчиво, в миноре с тенденцией к повышению;

IV – в миноре при движении мелодии вверх – с тенденцией к повышению; при движении вниз – с тенденцией к понижению, в мажоре – устойчиво;

II – интонируется высоко;

III – в мажоре интонируется высоко, в миноре – низко;

VI – в натуральном миноре и гармоническом мажоре интонируется с тенденцией к понижению; в натуральном мажоре и мелодическом миноре – интонируется высоко;

VII – в мажоре и гармоническом миноре интонируется с тенденцией к повышению; в натуральном миноре – с тенденцией к понижению.

Методика разучивания песни на уроке. Работа над школьной песней – процесс многоплановый. Чтобы воплотить в исполнении художественный замысел композитора, учителю музыки необходимо не только овладеть репетиционным жестом для лучшего общения с классом с целью подчинения его своей воле, но и провести большую и трудоемкую предварительную работу, а именно: выявить эмоционально-смысловое содержание песни, поставить учебно-воспитательные задачи, определить трудности, которые могут возникнуть при разучивании песни, составить ее исполнительский план, а также план репетиций, подобрать распевки на материале песни. Все это подготовительная работа учителя музыки.

Разучивание песни со школьниками значительно отличается от разучивания произведения с подготовленной взрослой аудиторией. В школе учителю приходится преодолевать значительные трудности, связанные с неразвитостью музыкальных способностей и голосового аппарата ребят, их неумением петь. И несмотря на это, при работе со школьной аудиторией также стоят задачи достижения качества звучания, стройности, выразительности исполнения. Учитель в школе ставит не только учебные задачи – научить петь, брать дыхание, формировать звук, но и педагогические – научить детей петь интонационно верно в небольшом диапазоне, преимущественно с постепенным движением, связно, тянуть звук, научить петь выразительно, развивать музыкальный слух и память, прививать любовь к музыке и пению. По мере решения этих задач выдвигаются новые, более дифференцированные (научить пению на дыхании, добиться правильного формирования гласных, не допускать форсирования звука, петь каноном).

Вокальные навыки формируются комплексно, но бессмысленно обращать внимание на все недостатки звучания сразу. Выделив педагогические задачи, учитель на основании анализа музыкальных и певческих возможностей школьников формулирует последовательно учебные задачи. Ориентиром правильности постановки задач является отношение школьников к певческой деятельности. Ослабление внимания и интереса детей свидетельствует о необходимости изменений в содержании и методах разучивания песни.

Способы разучивания школьной песни различны, можно установить лишь последовательность главнейших моментов этого процесса.

1. Краткое вступительное слово учителя.

2. Исполнение (показ) песни учителем.

3. Беседа с детьми о песне.

4. Чтение поэтического текста песни.

5. Разучивание песни (репетиционный план).

В разучивании песни можно выделить три этапа: ознакомление и усвоение первого куплета, разучивание всей песни, закрепление и художественное исполнение песни.

Важен выбор песни. На первых порах школьные песни должны отвечать следующим требованиям: а) по форме – крайне лаконичные, не более одного периода; б) по мелодии – яркие, выразительные, напевные; в) по ритму – весьма простые, чередование 2–3 видов длительностей; г) голосоведение – ясное, естественное, склад диатонический; д) диапазон голосовых партий не должен превышать октавы. Этим требованиям, скорее всего, отвечают народные песни, обладающие высокими художественными достоинствами и легко усваиваемые детьми. Если песня нравится детям, то легче преодолеваются трудности по ее разучиванию, поэтому песни надо выбирать мелодичные, веселые, запоминающиеся, с интересным текстом. Нужно учитывать, что постепенное нарастание трудности поставленных учителем задач должно сочетаться с включением в работу более сложных песен и непременно привлекательных для детей своей мелодией и текстом. Это обеспечит атмосферу увлеченности пением на уроке в школе.

В кратком вступительном слове учитель сообщает детям название песни, кто ее сочинил (народ, имена авторов поэтического и музыкального текстов). В зависимости от характера песни необходимо сказать несколько слов о ее содержании. Пояснения должны быть очень краткие и образные, тогда они достигают своей цели.

Показ учителем песни начинается со слов: «Послушайте песню, которую мы будем разучивать». Основные требования к показу песни учителем: аккомпанемент играть на нюанс тише, чем петь мелодию, тогда более понятен текст песни. Нельзя допускать ошибок при игре и пении, остановок, незнания слов. Песня должна быть выучена и исполнена эмоционально, с хорошей дикцией, выразительно по нюансам, агогике, в соответствии с собственной трактовкой учителя. Аккомпанемент песни, звучащий на фортепиано, следует играть мягко, неназойливо, выделяя иногда наиболее сложные мелодические скачки или ритмические фигурации. Показывая песню, учитель, должен смотреть на детей. Исполнение в целом должно создавать яркий, впечатляющий художественный образ. Только тогда оно вызовет у детей желание выучить прослушанную песню. Необходимо, чтобы пение учителя соответствовало детскому пению, было бы легким и звонким в отношении характера звука, точным по интонации, четким по ритму, осмысленности фразировки. Если показ песни не произведет на школьников должного впечатления, не станет образцом, к достижению которого они будут стремиться, то работа над песней вряд ли будет успешной.

Важный момент в работе учителя музыки – беседа о песне. Она строится с учетом возрастных особенностей учащихся, предполагает знакомство с другими сочинениями авторов музыки и поэтического текста песни, разбор эмоционально-смыслового содержания песни, использование наглядности, обращение к воображению детей. Поэтому беседа о песне имеет большое воспитательное и образовательное значение. После прослушивания песни у детей может возникнуть желание высказаться о своих впечатлениях, о характере и содержании песни, о мелодии и движении голосов (направлении), о динамических оттенках и темпах. Целенаправленность и объем этих высказываний всецело зависят от качества песенного материала, от музыкального развития учащихся и от исполнительского искусства учителя. Первое время дети не располагают нужными знаниями и опытом анализа песни, поэтому учитель должен помогать им в этом наводящими вопросами. Не следует, однако, перегружать беседу излишними подробностями.

Поэтический текст песни читается педагогом выразительно, чтобы помочь ребятам понять смысл, идею песни. Объяснение непонятных слов и стилистических особенностей текста должно быть заранее продумано учителем и передано детям в кратких и понятных выражениях. Затем учитель предлагает всем вместе выразительно прочесть текст. Учащиеся должны читать текст песни негромко, ясно и отчетливо выговаривая слова. Для ознакомления с текстом рекомендуется использовать плакат. Содержание песни воспринимается эмоциональнее, если на плакате, кроме текста, есть рисунок, соответствующий содержанию песни. Грубейшей ошибкой является заучивание текста с детьми методом скандирования. Выразительное чтение текста способствует более глубокому проникновению в его эмоционально-смысловое содержание, что, в свою очередь, помогает более выразительно петь песню.

Непосредственно разучивание песни на уроке обычно начинается ее повторным исполнением учителем. В процессе репетиционной работы над песней используются учебно-ролевые игры и учебные задания, разучивание по фразам. В этот период работы учитель обращает внимание детей на правильность звуковысотного интонирования мелодии песни, ритмическую четкость, правильность певческого дыхания и звукообразования, выразительность динамики и дикции. Несложные одноголосные запевы в народных песнях лучше разучивать полностью, не разделяя на фразы. Сначала учитель пропевает фразу или в целом запев песни 2–3 раза. Дети внимательно слушают, а затем сами поют этот же фрагмент песни. Перед началом пения необходимо интонационно чисто выстроить первый звук. Нужно помнить, что у многих детей в школе плохо развиты слух и память. Поэтому необходимо многократное повторение учащимися одной и той же фразы. Но при этом нужно выдвигать разные учебные задачи. Выученные детьми фразы соединяются в предложения, предложения – в периоды.

При разучивании песни можно использовать нотную запись на классной доске или плакате. Имея перед собой ноты, дети более осознанно подойдут к разучиванию песни, они могут следить по нотам за движением мелодической линии, за развитием мелодии, за движением отдельных голосов и их взаимосвязью.

Примерные образцы учебных заданий к школьникам:

– послушайте первый куплет песни, прослушайте первую фразу;

– послушайте, как фраза звучит на инструменте, теперь я спою ее;

– кто запомнил фразу, подпевайте на слог «ле»;

– поем вместе на слог «ле»;

– показывайте рукой направление мелодии;

– поем как один человек (решается задача – достижение унисона);

– спойте на слог «та», точно интонируя мелодию;

– медленно поем со словами;

– прослушайте вторую фразу, определите, есть ли в ней сходство с предыдущей;

– округлите звук, дыхание берем через нос и т. д.

Поскольку певческие задачи все время меняются, мелодия при повторениях не надоест детям. Учитель, формулируя задания, должен быть предельно лаконичен. Каждое предлагаемое им задание – это результат активной аналитической работы. Он анализирует звучание, выявляет его недостатки, выбирает, что нужно устранить в первую очередь, решает, каким приемом это устранить.

Вторая фраза выучивается так же, как и первая, затем обе фразы соединяются. Выучиваются следующие фразы и соединяются. Затем исполняется весь первый куплет. Обычно труднее всего усваивается первая фраза, дальше учащиеся запоминают мелодию быстрее. Чтобы закрепить выученный первый куплет, нужно повторить его 2–3 раза, предлагая послушать, как споет один ряд, другой ряд одноклассников. В это время часть школьников оценивает пение поющих. Важно, чтобы на уроке работали все дети, и особенно те, кто плохо поет.

Затем разучивают второй куплет. Все вместе выразительно читают текст куплета, потом поют, соединяя две фразы вместе и повторяя их 3–4 раза. При этом учитель добивается правильного певческого дыхания, округлой формы рта и единого звуковедения. Работа ведется уже не столько над запоминаем песни, сколько над качеством ее исполнения.

В процессе разучивания можно использовать не только показ учителя, но и хорошо интонирующих детей. Для индивидуального контроля за певческим развитием детей рекомендуется прием пения «по цепочке», когда дети бережно передают друг другу мелодию, пропевая песню по фразе. С целью развития слухового контроля полезно поделить класс на группы и попеременно исполнять отдельные фрагменты песни либо сочинение в целом. Если песня написана в куплетной форме, целесообразно начинать ее разучивание с припева. Разучивание песни процесс длительный, поэтому важен переход количества повторов в качество – от сложного незнакомого в простое и понятное, затем от простого в привычное, и от привычного в прекрасное. Такова последовательность трех условных периодов разучивания песни: эскизный (ознакомление, разбор произведения), технологический (собственно разучивание, самый продолжительный по времени, когда возникают черты привычной удобной легкости исполнения, фаза доведения исполнения до автоматизма, без напряжения), заключительный этап – впевание произведения, корректировка элементов хоровой звучности и достижение художественной одухотворенности.

Как правило, работа над одним произведением рассчитана на несколько уроков: на первом дети знакомятся с песней и выучивают первый куплет, на втором – повторяют первый куплет и учат текст следующих куплетов, на третьем уроке выстраивают с учителем исполнительский план.

Из-за недостаточного произвольного внимания младших школьников (особенно учащихся 1-х и 2-х классов) на каждом уроке следует работать не над одним произведением, а как минимум над двумя – контрастными по характеру и трудности. Так, если одна из песен знакома детям по предыдущему уроку, вторая может быть новой, если первая – оживленная по характеру, то вторая – спокойная и неторопливая и т. д.

Более сложной является работа над песнями, где аккомпанемент не дублирует мелодию, а только гармонически поддерживает ее. Обращение к подобным песням явится подготовкой детей к двухголосному пению. При этом важно научить детей слушать сочетание голоса и сопровождения.

Если предлагаемая для разучивания песня двухголосная, учитель при показе песни должен исполнить поочередно оба голоса. Затем с каждым голосом по фразам разучивается хоровая партия. Когда дети познакомятся с музыкальным материалом, можно предложить в момент пения одного из голосов другому голосу мысленно (про себя) пропевать свою мелодию. После чего следует предложить детям пропеть оба голоса с условием слушать друг друга, при этом учитель одному голосу подпевает, а другому подыгрывает на фортепиано. Значительно облегчает процесс разучивания двухголосного произведения нотная запись, мобилизующая сознательное отношение учеников к пению.

В работе над произведением без сопровождения полезна предварительная настройка детей (учитель пропевает первый звук, дети его повторяют, долго вслушиваясь в унисон), фермата (задержка) на отдельных звуках по указанию учителя.

Мы рассмотрели в общих чертах путь разучивания школьной песни. Предусмотреть все проблемы, возникающие при этом, едва ли возможно. Практическая работа учителя повседневно порождает множество вопросов, ответы на которые в зависимости от конкретных условий учитель музыки должен находить сам.

Похожие главы из других книг Пение взрослых

Пение взрослых Начиная с первых дней жизни ребенка пойте ему песни как можно чаще — но только в том случае, если у вас есть музыкальный слух. Если слухом не обладает ни мать, ни отец, ни другой член семьи, то используйте аудиоаппаратуру и видеотехнику, чтобы ребенок не

Пение Пение помогает вам расслабиться, а также успокаивает малыша, потому что он знает голос мамы и папы еще с тех пор, когда находился в утробе. Дети учатся распознавать мелодии раньше, чем язык, и через несколько дней ваш малыш начнет ассоциировать ваше пение с тем, что

Источник:

educ.wikireading.ru

Методика музыкально-певческого воспитания. Учебное пособие в городе Брянск

В этом интернет каталоге вы можете найти Методика музыкально-певческого воспитания. Учебное пособие по разумной цене, сравнить цены, а также изучить похожие книги в категории Культура и искусство. Ознакомиться с свойствами, ценами и рецензиями товара. Транспортировка выполняется в любой населённый пункт РФ, например: Брянск, Владивосток, Воронеж.