Каталог книг

Арабский халифат

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Известный немецкий ученый, автор многих работ по теологии, профессор Гёттингенского университета представил историю Арабского халифата - некогда огромной и могущественной империи. Отмечая неразрывную связь политической, религиозной и административной власти Арабского халифата, автор анализирует историю возникновения ислама, его развитие, особенности и общность с другими главными мировыми религиями. Рассказывает о том, как правители приходили к власти и умирали; когда вступали в должность и отправлялись в отставку наместники важнейших провинций; кого халифы назначали каждый год вести хадж и как проходили завоевательные кампании. В своем исследовании Велльхаузен опирался на оригинальные источники - образцы древнейшей арабской исторической литературы, куфийские и мединские предания. Среди цитируемых авторов такие авторитеты, как Абу Михнаф, Ат­Табари, Ибн Исхак, Абу Машар, аль­Вакиди.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Велльхаузен Ю. Арабский халифат. Золотой век ислама Велльхаузен Ю. Арабский халифат. Золотой век ислама 442 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Беляев Е. Арабский Халифат в раннее Средневековье Беляев Е. Арабский Халифат в раннее Средневековье 457 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Ида Байкал Кто он – пророк Мухаммад? Ида Байкал Кто он – пророк Мухаммад? 480 р. litres.ru В магазин >>
Руслан Бирюшев Поднимается буря Руслан Бирюшев Поднимается буря 164 р. litres.ru В магазин >>
Л.ИГЭ.Арабский Халифат в раннее Средневековье Л.ИГЭ.Арабский Халифат в раннее Средневековье 419 р. ozon.ru В магазин >>
Тетрадь на скрепке Printio Арабский орнамент Тетрадь на скрепке Printio Арабский орнамент 210 р. printio.ru В магазин >>
Коврик для мышки Printio Арабский орнамент Коврик для мышки Printio Арабский орнамент 410 р. printio.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Халифат - что это такое? Арабский Халифат, его возникновение и распад

Халифат - что это такое? Арабский Халифат, его возникновение и распад. История Халифата

Среди мировых религий самым молодым является ислам, рождение которого относится к VII веку и связано с именем пророка Мухаммеда, исповедовавшего единобожие. Под его влиянием в Хаджизе — на территории Западной Аравии — была образована община единоверцев. Дальнейшие завоевания мусульманами Аравийского полуострова, Ирака, Ирана и ряда других государств обусловили возникновение арабского халифата — мощного азиатского государства. Оно включило в себя целый ряд покорённых земель.

Халифат: что это такое?

Само слово «халифат» в переводе с арабского имеет два значения. Это и наименование того огромного государства, созданного после смерти Мухаммеда его последователями, и титул верховного правителя под властью которого находились страны халифата. Период существования этого государственного образования, отмеченный высоким уровнем развития науки и культуры, вошёл в историю, как Золотой век ислама. Условно принято считать его границами 632–1258 гг.

После смерти пророка Мухаммеда история халифата насчитывает три основных периода. Первый из них, начавшийся в 632 году, обусловлен созданием Праведного халифата, во главе которого поочерёдно стояли четыре халифа, праведность которых дала название управляемому ими государству. Годы их правления отмечены рядом крупных завоеваний, таких как захват Аравийского полуострова, Кавказа, Леванта и значительной части Северной Африки.

Религиозные споры и территориальные завоевания

Возникновение халифата тесно связано с начавшимися после смерти пророка Мухаммеда спорами о его преемнике. В результате многочисленных дебатов верховным правителем и религиозным лидером стал близкий друг основателя ислама — Абу Бакр ас-Саддик. Он начал своё правление с войны против вероотступников, отошедших от учения пророка Мухаммеда сразу же после его смерти и ставших последователями лжепророка Мусайлимы. Их сорокатысячная армия была разбита в битве при Аркабе.

Последующие праведные халифы продолжили завоевания и расширение подвластных им территорий. Последний из них — Али ибн Абу Талиб — стал жертвой взбунтовавшихся отступников от основной линии ислама — хариджитов. Это положило конец выборности верховных правителей, так как силой захвативший власть и ставший халифом Муавия I в конце жизни назначил преемником своего сына, и таким образом в государстве установилась наследственная монархия ? так называемый Омейядский халифат. Что это такое?

Новая, вторая форма халифата

Своему названию данный период в истории арабского мира обязан династии Омейядов, выходцем из которой был Муавия I. Его сын, унаследовавший от отца верховную власть, ещё больше раздвинул границы халифата, одерживая громкие военные победы в Афганистане, Северной Индии и на Кавказе. Его войска захватили даже часть Испании и Франции.

Только византийский император Лев Исавр и болгарский хан Тервел смогли остановить его победоносное наступление и положить предел территориальным экспансиям. Европа же своим спасением от арабских завоевателей обязана прежде всего выдающемуся полководцу VIII века Карлу Мартелю. Возглавляемая им армия франков разгромила полчища захватчиков в знаменитой битве при Пуатье.

Перестройка сознания воинов на мирный лад

Начало периода, связанного с Омейядским халифатом, характерно тем, что положение самих арабов на оккупированных ими территориях было незавидным: жизнь напоминала обстановку в военном лагере, находящемся в состоянии непрерывной боевой готовности. Причиной тому послужило крайне религиозное рвение одного из правителей тех лет Умара I. Благодаря ему ислам приобрел черты воинствующей церкви.

Возникновение арабского халифата породило многочисленную социальную группу профессиональных воинов — людей, единственным занятием которых стало участие в захватнических походах. Чтобы их сознание не перестраивалось на мирный лад, им было запрещено вступать во владение земельными участками и обретать оседлость. К концу же правления династии картина во многом изменилась. Запрет был отменён, и, став землевладельцами, многие вчерашние воины ислама предпочли жизнь мирных помещиков.

Халифат династии Аббасидов

Справедливо отметить, что если в годы Праведного халифата для всех его правителей политическая власть по своему значению уступала место религиозному влиянию, то теперь она заняла главенствующую позицию. По своему политическому величию и культурному расцвету наибольшую славу в истории Востока заслуженно приобрёл Аббасидский халифат.

Что это такое — знает в наши дни большинство мусульман. Воспоминания о нём доныне укрепляют их дух. Аббасиды — династия правителей, подарившая своему народу целую плеяду блестящих государственных мужей. Среди них были и полководцы, и финансисты, и истинные ценители и покровители искусства.

Халиф — покровитель поэтов и учёных

Считается, что арабский халифат при Харуне ар Рашиде — одном и наиболее ярких представителей правящей династии — достиг наивысшей точки своего расцвета. Этот государственный деятель вошёл в историю как покровитель учёных, поэтов и литераторов. Однако, посвятив всего себя духовному развитию возглавляемого им государства, халиф оказался плохим администратором и уж совсем никудышным полководцем. Кстати, именно его образ увековечен в пережившем века собрании восточных сказок «Тысяча и одна ночь».

«Золотой век арабской культуры» — эпитет, который в наибольшей степени заслужил именно возглавляемый Харун ар Рашидом халифат. Что это такое, можно в полной мере понять, лишь ознакомившись с тем наслоением староперсидской, индийской, ассирийской, вавилонской и отчасти греческой культур, что способствовало развитию ученой мысли в период правления этого просветителя Востока. Всё лучшее, что создано было творческим умом древнего мира, он сумел объединить, сделав для этого базовой основой арабский язык. Именно поэтому в наш обиход вошли выражения: «арабская культура», «арабское искусство» и так далее.

Развитие торговли

В обширном и вместе с тем упорядоченном государстве, коим являлся Аббасидский халифат, значительно увеличился спрос на продукцию сопредельных государств. Это явилось следствием повышения общего уровня жизни населения. Мирные на тот период отношения с соседями позволили развить с ними меновую торговлю. Постепенно круг экономических контактов расширялся, и в него стали входить даже страны, находящиеся на значительном удалении. Всё это дало толчок к дальнейшему развитию ремёсел, искусства и мореплавания.

Распад халифата

Во второй половине IX века, уже после смерти Харун ар Рашида, в политической жизни халифата обозначились процессы, которые в итоге привели к его распаду. Ещё в 833 году находившийся у власти правитель Мутасим сформировал преторианскую тюркскую гвардию. С годами она сделалась настолько мощной политической силой, что правящие халифы попали к ней в зависимость и практически утратили право на принятие самостоятельных решений.

К этому же периоду относится и рост национального самосознания у подвластных халифату персов, что послужило причиной их сепаратистских настроений, ставших впоследствии причиной откола Ирана. Общий распад халифата ускорился и за счёт отделения от него на западе Египта и Сирии. Ослабление централизованной власти дало возможность заявить свои претензии на независимость и ряд других прежде подконтрольных территорий.

Усиление религиозного давления

Потерявшие свою прежнюю власть халифы попытались заручиться поддержкой у правоверного духовенства и воспользоваться его влиянием на массы. Правители, начиная с Аль-Мутаваккиля (847 год), своей главной политической линией сделали борьбу со всеми проявлениями вольнодумства.

В государстве, ослабленном подрывом авторитета власти, началось активное религиозное гонение на философию и все отрасли науки, включая математику. Страна неуклонно погружалась в пучину мракобесия. Арабский халифат и его распад явились наглядным примером того, сколь благотворно влияние науки и свободной мысли на развитие государства, и сколь губительно их преследование.

Конец эпохи арабских халифатов

В X веке влияние тюркских военачальников и эмиров Месопотамии настолько усилилось, что могущественные прежде халифы Аббасидской династии превратились в мелких багдадских князьков, единственным утешением которых сделались оставшиеся от прежних времён титулы. Дошло до того, что возвысившаяся в Западной Персии шиитская династия Буидов, собрав достаточное войско, захватила Багдад и фактически правила в нём на протяжении ста лет, тогда как номинальными властителями оставались представители Аббасидов. Большего унижения для их гордости не могло быть.

В 1036 году для всей Азии наступил очень тяжёлый период — турки-сельджуки начали беспримерный по тем временам захватнический поход, ставший причиной уничтожения во многих странах мусульманской цивилизации. В 1055 году они выбили из Багдада правивших там Буидов и установили своё господство. Но и их власти пришёл конец, когда в начале XIII века вся территория некогда мощного арабского халифата была захвачена бесчисленными полчищами Чингисхана. Монголы окончательно уничтожили всё, что было достигнуто восточной культурой за предшествующие века. Арабский халифат и его распад отныне стали лишь страницами истории.

Источник:

fb.ru

Арабский халифат (V – XI вв

Арабский халифат (V – XI вв. н.э.)

• Особенности развития стран Востока в Средние века

Особенности развития стран Востока в Средние века

Термин «Средние века» употребляется для обозначения периода истории стран Востока первых семнадцати веков новой эры.

Географически Средневековый Восток охватывает территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

На исторической арене в этот период появились народы, как арабы, тюрки-сельджуки, монголы. Рождались новые религии и на их основе возникали цивилизации.

Страны Востока в Средние века были связаны с Европой. Носительницей традиций греко-римской культуры оставалась Византия. Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток способствовали взаимодействию культур. Однако для стран Южной Азии и Дальнего Востока знакомство с европейцами состоялось лишь в XV-XVI вв.

Становление средневековых обществ Востока характеризовалось ростом производительных сил – распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника,

ведущей тенденцией исторического процесса как на Востоке, так и в Европе – было утверждение феодальных отношений.

Переодизация истории средневекового Востока.

I-VI в. н.э. – зарождения феодализма;

VII-Х вв. – период раннефеодальных отношений;

XI-XII вв. – домонгольский период, начало расцвета феодализма, становление сословно-корпоративного строя жизни, культурный взлет;

XIII вв. – время монгольского завоевания,

XIV-XVI вв. – послемонгольский период, консервациия деспотической формы власти.

Одни цивилизации на Востоке возникли еще в древности; буддийская и индусская – на полуострове Индостан,

даосско-конфуцианская – в Китае.

Другие родились в Средние века: мусульманская цивилизация на Ближнем и Среднем Востоке,

индо-мусульманская – в Индии,

индусская и мусульманская – в странах Юго-Восточной Азии, буддийская – в Японии и Юго-Восточной Азии,

конфуцианская – в Японии и Корее.

На территории Аравийского полуострова уже во II тыс. до н.э. жили арабские племена, входившие в семитскую группу народов.

В V-VI вв. н.э. арабские племена преобладали на Аравийском полуострове. Часть населения этого полуострова жила в городах, оазисах, занималась ремеслом и торговлей. Другая часть кочевала в пустынях и степях, занималась скотоводством.

Через Аравийский полуостров проходили торговые караванные пути между Месопотамией, Сирией, Египтом, Эфиопией, Иудеей. Пересечением этих путей был Мекканский оазис близ Красного моря. В этом оазисе жило арабское племя курейш, родоплеменная знать которого, используя географическое положение Мекки, получала доходы от транзита товаров через их территорию.

Кроме того Мекка стала религиозным центром Западной Аравии. Здесь был расположен древний доисламский храм Кааба. По легенде этот храм воздвиг библейский патриарх Авраам (Ибрахим) со своим сыном Исмаилом. Этот храм связан с упавшем на землю священным камнем, которому поклонялись с древнейших времен, и с культом бога племени курейш Аллаха (от араб. илах – хозяин).

ПРИЧИНЫ возникновения исламам: В VI в. н, э. в Аравии в связи с перемещением торговых путей в Иран падает значение торговли. Население, потерявшее доходы от караванной торговли, вынуждено было искать источники существования в земледелии. Но пригодных для сельского хозяйства земель было мало. Их надо было завоевывать. Для этого необходимы были силы и, следовательно, объединение раздробленных племен, к тому же поклонявшихся разным богам. Все явственней определялась необходимость введения единобожия и сплочения на этой основе арабских племен.

Эту идею проповедовали приверженцы секты ханифов, одним из которых был Мухаммед (ок. 570-632 или 633), ставший основателем новой для арабов религии – ислама.

В основе этой религии лежат догматы иудаизма и христианства: вера в единого бога и его пророка,

безусловная покорность воле бога (араб. Ислам-покорность).

Об иудаистских и христианских корнях ислама свидетельствуют общие для этих религий имена пророков и других библейских персонажей: библейский Авраам (исламский Ибрахим), Аарон (Харун), Давид (Дауд), Исаак (Исхак), Соломон (Сулейман), Илья (Ильяс), Иаков (Йакуб), христианский Иисус (Иса), Мария (Марйам) и др.

Ислам имеет с иудаизмом общие обычаи и запреты. Обе религии предписывают обрезание мальчиков, запрещают изображать бога и живых существ, есть свинину, пить вино и т.д.

На первом этапе развития новое религиозное мировоззрение ислам не было поддержано большинством соплеменников Мухаммеда, и в первую очередь знатью, так как они опасались, что новая религия приведет к прекращению культа Каабы как религиозного центра, и тем самым лишит их доходов.

В 622 г. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать от преследований из Мекки в город Ясриб (Медину). Этот год считается началом мусульманского летоисчисления.

Однако лишь в 630 г., набрав необходимое число сторонников, он получил возможность сформировать военные силы и захватить Мекку, местная знать которой вынуждена была подчиниться новой религии, тем более их устраивало, что Мухаммед провозгласил Каабу святыней всех мусульман.

Значительно позже (ок. 650) после смерти Мухаммеда его проповеди и изречения были собраны в единую книгу Коран (в переводе с арабского означает чтение), которая стала священной для мусульман. Книга включает 114 сур (глав), в которых изложены основные догматы ислама, предписания и запреты.

Более поздняя исламская религиозная литература носит название сунна. В ней приведены предания о Мухаммеде. Мусульмане, признавшие Коран и сунну, стали называться суннитами, а признавшие лишь один Коран, – шиитами.

Шииты признают законными халифами (наместниками, заместителями) Мухаммеда, духовными и светскими главами мусульман только его родственников.

Экономический кризис Западной Аравии в VII в., вызванный перемещением торговых путей, отсутствием пригодной для сельского хозяйства земли, высоким приростом населения, подталкивал вождей арабских племен к поискам выхода из кризиса путем захвата чужих земель. Это нашло отражение и в Коране, где говорится, что ислам должен быть религией всех народов, но для этого надо бороться с неверными, истреблять их и забирать их имущество (Коран, 2:186-189; 4:76-78, 86).

Руководствуясь этой конкретной задачей и идеологией ислама, преемники Мухаммеда – халифы, начали серию завоевательных походов. Они завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Персию. Уже в 638 г. они захватили Иерусалим.

До конца VII в. под властью арабов оказались страны Ближнего Востока, Персия, Кавказ, Египет и Тунис.

В VIII в. были захвачены Средняя Азия, Афганистан, Западная Индия, Северо-Западная Африка.

В 711 г. арабские войска под руководством Тарика переплыли из Африки на Пиренейский полуостров (от имени Тарика произошло название Гибралтар – гора Тарика). Быстро завоевав Пиренейские земли, они устремились в Галлию. Однако в 732 г. в битве при Пуатье потерпели поражение от короля франков Карла Мартелла. К середине IX в. арабами были захвачены Сицилия, Сардиния, южные районы Италии, остров Крит. На этом арабские завоевания прекратились, но велась многолетняя война с Византийской империей. Арабы дважды осаждали Константинополь.

Основные арабские завоевания были произведены при халифах Абу Бекре (632-634), Омаре (634-644), Османе (644-656) и халифах из династии Омейядов (661-750). При Омейядах столица халифата была перенесена в Сирию в город Дамаск.

Победы арабов, захват ими огромных пространств были облегчены многолетней взаимоистощающей войной между Византией и Персией, разобщенностью и постоянной враждой между другими государствами, подвергшимися нападению арабов. Следует отметить также, что население захваченных арабами стран, страдая от гнета Византии и Персии, видело в арабах освободителей, которые снижали налоговое бремя в первую очередь тем, кто принимал ислам.

Объединение многих бывших разрозненных и враждовавших государств в единое государство способствовало развитию экономического и культурного общения народов Азии, Африки и Европы. Развивались ремесла, торговля, росли города. В пределах Арабского халифата быстро развивалась культура, вобравшая в себя греко-римское, иранское и индийское наследие. Через арабов Европа познакомилась с культурными достижениями восточных народов, в первую очередь с достижениями в области точных наук – математики, астрономии, географии и др.

В 750 г. династия Омейядов в восточной части халифата была свергнута. Халифами стали Аббассиды, потомки дяди пророка Мухаммеда – Аббаса. Они перенесли столицу государства в Багдад.

В западной части халифата, в Испании продолжали править Омейяды, которые не признали Аббассидов и основали Кордовский халифат со столицей в городе Кордова.

Разделение арабского халифата на две части было началом создания более мелких арабских государств, главами которых стали правители провинций – эмиры.

Халифат Аббассидов вел постоянные войны с Византией. В 1258 г. после разгрома монголами арабского войска и взятия ими Багдада государство Аббассидов перестало существовать.

Последнее арабское государство на Пиренейском полуострове – Гранадский эмират – просуществовал до 1492 г. С его падением закончилась история арабского халифата как государства.

Халифат как институт духовного руководства арабов всеми мусульманами продолжал существовать до 1517 г., когда эта функция перешла к турецкому султану, захватившему Египет, где жил последний халифат духовный глава всех мусульман.

История Арабского халифата, насчитывающая всего шесть веков, была сложной, неоднозначной и в то же время оставивший значительный след в эволюции человеческого общества планеты.

Трудное экономическое положение населения Аравийского полуострова в VI-VII вв. в связи с перемещением торговых путей в другую зону обусловило необходимость поиска источников существования. Для решения этой задачи проживавшие здесь племена встали на путь утверждения новой религии – ислама, который должен был стать не только религией всех народов, но и призывал к борьбе с неверными (иноверцами). Руководствуясь идеологией ислама, халифы осуществляли широкую завоевательную политику, превратив Арабский халифат в империю. Объединение бывших разрозненных племен в единое государство дало импульс к экономическому и культурному общению народов Азии, Африки и Европы. Будучи одной из самых молодых на востоке, занимая среди них наиболее наступательную позицию, вобрав в себя греко-римское, иранское и индийское культурное наследие, арабская (исламская) цивилизация оказала огромное влияние на духовную жизнь Западной Европы, представляя на протяжении средних веков значительную военную угрозу.

Источник:

studopedia.ru

Арабский халифат

Арабский халифат

Арабский халифат представлял собой военизированное теократическое государство, существовавшее в VII-IX веках на землях Азии, Африки и Европы. Образовалось оно в 630 году при жизни пророка Мухаммеда (571-632). Именно ему человечество обязано возникновением ислама. Он проповедовал своё учение с 610 года. За 20 лет вся Западная Аравия и Оман признали новую веру и стали почитать Аллаха.

Мухаммед обладал поразительным даром убеждения. Но способности сами по себе ничего бы не стоили, если бы пророк сам искренне не верил в то, что проповедовал. Вокруг него сформировалась группа таких же людей, фанатично преданных новой вере. Они не искали для себя никаких благ и выгод. Ими двигала лишь идея и вера в Аллаха.

Именно поэтому ислам так быстро и распространился на землях Аравии. Но надо заметить, что мусульмане (последователи ислама) вовсе не отличались терпимостью к представителям других религий. Свою веру они насаждали силовыми методами. Тех, кто отказывался признать Аллаха своим богом, убивали. Альтернативой было бегство в другие земли, только так можно было сохранить жизнь и свои религиозные убеждения.

Незадолго до смерти Мухаммед послал письма византийскому императору и персидскому шаху. Он потребовал, чтобы подвластные им народы приняли ислам. Но, естественно, получил отказ. Властители могущественных держав не приняли всерьёз новое государство, объединённое одной религиозной идеей.

Первые халифы

В 632 году пророк умер. С этого времени и появились халифы. Халиф – это наместник пророка на земле. Власть его основывалась на шариате – совокупности правовых, морально-этических и религиозных норм ислама. Первым халифом стал верный последователь Мухаммеда Абу Бакр (572-634). Обязанности наместника он исполнял с 632 по 634 годы.

Это был очень сложный период для мусульман, так как после смерти пророка многие племена отказались признавать новую религию. Пришлось железной рукой наводить порядок. Всех противников безжалостно уничтожали. В результате этой деятельности практически вся Аравия признала ислам.

В 634 году Абу Бакр заболел и умер. Вторым халифом стал Умар ибн аль-Хаттаб (581-644). Обязанности наместника пророка он исполнял с 634 по 644 годы. Именно Умар организовал военные походы на Византию и Персию. Это были крупнейшие державы того времени.

Население Византии насчитывало на тот период около 20 млн. человек. Население Персии было чуть меньше. Эти крупнейшие страны вначале не обратили никакого внимания на каких-то арабов, у которых даже лошадей-то не было. Свои марши они совершали на ослах и верблюдах. Перед битвой спешивались и так вели бой.

Но никогда нельзя недооценивать противника. В 636 году состоялись две битвы: при Ярмуке в Сирии, а затем при Кадисии в Месопотамии. В пером сражении потерпело сокрушительное поражение византийское войско, а во втором сражении было разгромлено персидское войско. В 639 году арабское войско перешло египетскую границу. Египет находился под властью Византии. Страну раздирали религиозные и политические противоречия. Поэтому сопротивления, практически, никакого не было.

В 642 году в руках мусульман оказалась Александрия со своей знаменитой Александрийской библиотекой. Это был важнейший военный и политический центр страны. В том же 642 году были разбиты персидские войска в битве при Нехавенде. Таким образом, был нанесён сокрушительный удар династии Сасанидов. Последний её представитель – персидский шах Йездигерд III был убит в 651 году.

При Умаре, после битвы при Ярмуке, византийцы уступили победителям город Иерусалим. Халиф вначале вошёл в городские ворота один. На нём был простой плащ бедного человека. Жители города, увидев завоевателя в таком виде, были потрясены. Они привыкли к кичливым и роскошно одетым византийцам и персам. Тут же была полная противоположность.

Православный патриарх Софроний передал халифу ключи от города. Тот заверил, что сохранит все православные церкви в целости. Они не будут разрушены. Тем самым Умар сразу зарекомендовал себя мудрым и дальновидным политиком. Он помолился Аллаху в храме Гроба Господня, а на том месте, где раньше высился Иерусалимский храм, велел поставить мечеть.

В 644 году на халифа было совершено покушение. Совершил этот поступок персидский раб Фируз. Он жаловался Умару на своего хозяина, но тот посчитал жалобу необоснованной. В отместку за это перс ударил наместника пророка ножом в живот. Через 3 дня Умар ибн аль-Хаттаб скончался. Закончилось 10-летие победного шествия ислама по персидским и византийским землям. Халиф был мудрым человеком. Он сохранил единство мусульманской общины и значительно усилил её.

Третьим халифом стал Усман ибн Аффан (574-656). Обязанности наместника пророка он исполнял с 644 по 656 годы. Надо сказать, что по своим морально-волевым качествам он проигрывал предшественнику. Усман окружил себя родственниками, что вызвало недовольство у остальных мусульман. В то же время при нём была полностью захвачена Персия. Местному населению запретили поклоняться огню. Огнепоклонники бежали в Индию, и живут там по сей день. Остальные персы приняли ислам.

Но Арабский халифат не ограничился этими завоеваниями. Он продолжал и дальше расширять свои границы. Следующей на очереди стала богатейшая страна Согдиана, расположенная в Средней Азии. В её состав входили такие крупнейшие города как Бухара, Ташкент, Самарканд, Коканд, Гургандж. Все они были окружены крепкими стенами и имели сильные военные отряды.

Арабы стали появляться в этих землях небольшими кучками и начали захватывать один город за другим. Где-то они обманом проникали за городские стены, но в основном брали их штурмом. На первый взгляд кажется удивительным, как могли плохо вооружённые мусульмане победить такую сильную и богатую державу как Согдиана. Тут сказалась сила духа завоевателей. Они оказались более стойкими, а сытые жители богатых городов показали слабость духа и откровенную трусость.

Зато дальнейшее продвижение на восток остановилось. Арабы вышли в степи и столкнулись с кочевыми племенами тюрок и тюргушей. Кочевникам предложили принять ислам, то те отказались. А надо сказать, что всё кочевое население Южного Казахстана было крайне малочисленным. В предгорьях Тянь-Шаня жили тюргеши, ягма и чигили. Степи населяли предки печенегов, которые назывались кангар, а сами эти земли назывались Кангюй. Предки туркмен и потомки парфян жили вплоть до Сырдарьи на огромной территории. И этого редкого населения оказалось вполне достаточно, чтобы остановить арабскую экспансию.

На западе при Усмане арабы дошли до Карфагена и заняли его. Но дальнейшие военные действия прекратились, так как в самом Арабском халифате начались серьёзные политические разногласия. Против халифа восстали некоторые провинции. В 655 году повстанцы вошли в Медину, где находилась резиденция Усмана. Но все претензии восставших удалось решить миром. Но в следующем году недовольные властью халифа мусульмане ворвались в его покои, и наместник пророка был убит. С этого момента началась фитна. Так называется Гражданская война в мусульманском мире. Продолжалась она вплоть до 661 года.

После смерти Усмана новым халифом стал Али ибн Абу Талиб (600-661). Он приходился двоюродным братом пророку Мухаммеду. Но не все мусульмане признали власть нового правителя. Нашлись люди, которые обвинили его в защите убийц Усмана. К таковым отнёсся наместник в Сирии Муавия (603-680). Против нового халифа выступила и одна из бывших тринадцати жён пророка Аиша со своими единомышленниками.

Последние обосновались в Басре. В декабре 656 года состоялась так называемая Верблюжья битва. С одной стороны в ней принимали участие войска Али, а с другой стороны войска повстанцев, возглавляемые шурином пророка Талхой ибн Убайдуллой, двоюродным братом пророка Аз-Зубайр ибн аль-Аввамом и бывшей женой пророка Аишей.

В этом сражении повстанцы были разгромлены. Центр битвы находился возле Аиши, которая сидела на верблюде. Отсюда сражение и получило такое название. Руководители восстания были убиты. В живых осталась лишь Аиша. Её схватили, но затем отпустили.

В 657 году состоялась Сиффинская битва. В ней встретились войска Али и мятежного сирийского наместника Муавия. Это сражение закончилось ничем. Халиф проявил нерешительность, и мятежные войска Муавия не были разбиты. В январе 661 года четвёртый праведный халиф был убит отравленным кинжалом прямо в мечети.

Династия Омейядов

Со смертью Али Арабский халифат вступил в новую эпоху. Муавия основал династию Омейядов, которая правила государством целых 90 лет. При этой династии арабы прошли по всему африканскому побережью Средиземного моря. Они дошли до Гибралтарского пролива, форсировали его в 711 году и оказались в Испании. Захватили это государство, перешли Пиренеи и были остановлены только на Руане и Роне.

К 750 году последователи пророка Мухаммеда завоевали огромную территорию от Индии до Атлантического океана. На всех этих землях был установлен ислам. Надо сказать, что арабы были настоящими джентльменами. Завоёвывая очередную страну, они убивали только мужчин, если те отказывались принять ислам. Что же касается женщин, то их продавали для гаремов. Причём цены на базарах были смешными, так как пленниц было очень много.

А вот пленённые аристократки пользовались особыми привилегиями. Так дочку персидского шаха Йездигерда продавали по её желанию. Перед ней проходили покупатели, а она сама выбирала, к кому из них ей пойти в рабство. Одни мужчины были слишком толстые, другие слишком худые. У кого-то были губы сластолюбцев, а у кого-то слишком маленькие глаза. Наконец женщина увидела подходящего мужчину и сказала: "Вот ему меня продайте. Я согласна". Тут же оформили сделку. У арабов рабовладение в то время носило вот такие экзотические формы.

В целом же надо отметить, что в Арабском халифате раба можно было покупать лишь при его согласии. Иногда между рабом и рабовладельцем возникал конфликт. В этом случае раб имел право потребовать, чтобы его перепродали другому хозяину. Такие отношения больше походили на сделку по найму, но оформлялись как купля-продажа.

При Омейядах столица ислама находилась в городе Дамаске, поэтому иногда говорят не Арабский, а Дамасский халифат. Но это одно и то же. Примечательным было то, что во времена этой династии пропало единство мусульманской общины. При правоверных халифах людей объединяла вера. Начиная же с времён Муавия, правоверные стали делить себя по субэтническому признаку. Существовали арабы мединские, арабы мекканские, арабы-кельбиты, арабы-кайситы. И между этими группировками начали возникать разногласия, которые очень часто выливались в жестокую резню.

Если посчитать внешние и внутренние войны, то окажется, что их количество одинаковое. Причём внутренние конфликты были гораздо более ожесточёнными, чем внешние. Доходило до того, что войска омейядского халифа штурмовали Мекку. При этом применялось огнемётное оружие и был сожжён храм Каабы. Однако до бесконечности все эти безобразия продолжаться не могли.

Финал наступил при 14-м халифе из династии Омейядов. Звали этого человека Марван II ибн Мухаммад. Он находился у власти с 744 по 750 годы. В это время на политическую арену вышел Абу Муслим (700-755). Своё влияние он приобрёл в результате сговора персов с арабами-кельбитами против арабов-кайситов. Именно благодаря этому сговору династия Омейядов и была свергнута.

В июле 747 года Абу Муслим открыто выступил против халифа Марвана II. После ряда блестящих военных операций войска наместника пророка были разбиты. Марван II бежал в Египет, но был пойман и казнён в августе 750 года. Почти все остальные члены царского семейства были убиты. Удалось спасти лишь одному представителю династии Абду ар-Рахману. Он бежал в Испанию и в 756 году основал на этих землях Кордовский эмират.

Династия Аббасидов

После низвержения династии Омейядов Арабский халифат получил новых правителей. Ими стали Аббасиды. Это были дальние родственники пророка, не имевшие никаких прав на престол. Однако они устраивали и персов и арабов. Основателем династии считается Абу-ль Аббас. При нём была одержана блестящая победа над китайцами, которые вторглись в Среднюю Азию. В 751 году состоялась знаменитая битва при Таласе. В ней арабские войска встретились с регулярными китайскими войсками.

Китайцами командовал кореец Гао Сян Чжи. А арабское войско возглавлял Зияд ибн Салих. Сражение продолжалось три дня, и никто не мог одержать победу. Ситуацию переломило алтайское племя карлуков. Они поддержали арабов и напали на китайцев. Разгром агрессоров был полным. После этого Китайская империя зареклась расширять свои границы на запад.

Зияд ибн Салих был казнён за участие в заговоре примерно через полгода после блестящей победы при Таласе. В 755 году казнили Абу Муслима. Авторитет этого человека был огромен, а Аббасиды опасались за свою власть, хотя получили её как раз благодаря Муслиму.

В VIII веке новая династия сохраняла былую мощь вверенных ей земель. Но дело осложнялось тем, что халифы и члены их семей были людьми с разным менталитетом. У одних владык матери были персиянки, у других – берберки, у третьих – грузинки. Там была страшная мешанина. Единство державы сохранялось лишь благодаря слабости противников. Но постепенно единое исламское государство стало разваливаться изнутри.

Вначале, как уже говорилось, отделилась Испания, затем Марокко, где жили мавры-кабилы. После этого наступила очередь Алжира, Туниса, Египта, Средней Азии, Хорасана, восточных районов Персии. Арабский халифат постепенно распался на независимые государства и прекратил своё существование в IX веке. Сама же династия Аббасидов просуществовала гораздо дольше. Она уже не имела прежнего могущества, но привлекала восточных владык тем, что её представители являлись наместниками пророка. То есть интерес к ним был чисто религиозный.

Лишь во втором десятилетии XVI века османский султан Селим I заставил последнего халифа из рода Аббасидов отречься от своего титула в пользу османских султанов. Таким образом, Османы приобрели не только административное и светское, но и духовное главенство над всем исламским миром.

Так закончилась история теократического государства. Создано оно было верой и волей Мухаммеда и его сподвижников. Достигло небывалой мощи и процветания. Но затем, благодаря внутренним распрям, начался спад. И хотя сам халифат распался, но на ислам это никак не повлияло. Просто мусульмане разбились на этносы, ведь кроме религии людей ещё связывает культура, древние обычаи и традиции. Именно они и оказались основополагающими. В этом нет ничего удивительного, так как через подобные исторические перипетии прошил все народы и государства нашего многонационального мира.

Статью написал Михаил Стариков

При использовании материалов страниц и разделов прямая ссылка на сайт обязательна

Сайт создан в 2010 году © copyright Google+

Источник:

www.factruz.ru

Арабский халифат в городе Барнаул

В представленном интернет каталоге вы сможете найти Арабский халифат по доступной цене, сравнить цены, а также посмотреть похожие книги в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с параметрами, ценами и рецензиями товара. Доставка может производится в любой город РФ, например: Барнаул, Москва, Магнитогорск.