Каталог книг

Горбухов В. Основы социального управления Учеб. пос.

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Горбухов В. Основы социального управления Учеб. пос. Горбухов В. Основы социального управления Учеб. пос. 257 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Горбухов В. Таможенное право России Учеб. пос. Горбухов В. Таможенное право России Учеб. пос. 146 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Дементьева А. Основы корпоративного управления Учеб. пос. Дементьева А. Основы корпоративного управления Учеб. пос. 432 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Горшков А. Право социального обеспечения Учеб. пос Горшков А. Право социального обеспечения Учеб. пос 135 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Антюшин С. Основы философии Учеб. пос. Антюшин С. Основы философии Учеб. пос. 333 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Ефимова Н. Основы психологической безопасности Учеб. пос. Ефимова Н. Основы психологической безопасности Учеб. пос. 362 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Цвык В. Профессиональная этика Основы общей теории Учеб. пос. Цвык В. Профессиональная этика Основы общей теории Учеб. пос. 284 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Основы социального управления В

Основы социального управления В. А. Горбухов

У нас вы можете скачать книгу Основы социального управления В. А. Горбухов в fb2, txt, PDF, EPUB, doc, rtf, jar, djvu, lrf!

В. А. Горбухов - Основы социального управления. Книги на иностранном языке: A B C D F G H I J K L M P R S T U V WВ. А. Горбухов. . В основе управления лежат прием, сохранение, передача и переработка информации: «исходная информация об управляемой системе. Купите электронную книгу В. А. Горбухова «Основы социального управления» и прочтите ее онлайн в своей электронной библиотеке или скачайте в удобных. В. А. Горбухов. "Основы социального управления" В. Горбухов. Учебное пособие соответствует государственному образовательному стандарту среднего. Горбухов В. - Основы социального управления, скачать бесплатно книгу в формате fb2, doc, rtf, html, txt :: Электронная библиотека royallib. comC книгой "Основы социального управления: учебное пособие / В. А. Горбухов. Другие книги автора В. А. Горбухов . В основе управления лежат прием, сохранение, передача и переработка информации: "исходная информация об. А в качестве социального объекта управление. Горбухов в а основы социального управления. Основы социального управления горбухов читать онлайнСтруктура пособия позволяет получить достаточно глубокие представления об учебном курсе «Основы социального управления». А. ГОРБУХОВ в электронном видеС товаром Основы социального управления: Учебное пособие , Горбухов В. А. часто покупают. Муниципальное право в схемах.

Источник:

art-ml.ru

Горбухов В. Основы социального управления Учеб. пос.

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Ru В. А. Горбухов - Основы социального управления Популярные авторы Популярные книги Основы социального управления

  • Читать ознакомительный отрывок полностью (42 Кб)
  • Страницы:

Основы социального управления

Любое общество предлагает наличие упорядоченной целенаправленной совместной деятельности людей. Такая целенаправленная упорядоченная деятельность возможна лишь при том условии, что индивидуальные условия людей организованы таким образом, что они не мешают друг другу, а служат достижению коллективной цели. Организация совместных действий людей характеризуется двумя основными моментами:

1) наличие иерархии, которая представляет собой фиксированное вертикальное ранжирование участков действия, где нижестоящие в этой иерархии подчиняются вышестоящим;

2) управление, т. е. механизм установления и обеспечения нужного порядка действий участков.

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что иерархия составляет статистическую характеристику организации, а управление – динамическую характеристику организации.

Социальное управление изучается специальной отраслью социологии – социологией менеджмента, или социологией управления.

Понятие социального управления на настоящий момент до конца не определено. Некоторые исследователи отождествляют понятие социального управления с самоуправлением, другие опираются на социальный объект или на общественно значимые цели управления.

Социальное управление как самостоятельное научное направление и учебная дисциплина пока только складывается. Социальное управление на сегодня представляет собой скорее работы философского характера, посвященные государственному управлению и управлению делами общества.

Государственное управление представлено в основном трудами юристов, которые занимаются вопросами управления с точки зрения теории государства и права, государственного (конституционного) и административного права. Такой подход к изучению государственного управления не позволял вырваться из рамок категорий и методов юридической науки. Исследование проблем государственного управления не отрывалось от государственно-правовых исследований.

Наряду с рассмотрением предмета, метода и принципов теории государственного управления исследовались и вопросы функций управления, организационной структуры управления, аппарата управления, организации управления.

Подход к государственному управлению с юридических позиций не мог обеспечить эффективное развитие государственного управления. Принятые попытки формирования теории государственного управления как социологической науки встречает со стороны юристов возражения, связанные с опасностью превращения теории государственного управления в комплексную науку, которая охватывает государственно-правовые, социально-экономические, психологические, естественно-научные аспекты управления.

Выделяют три направления развития исследований вопросов управления:

1) общая теория социального управления;

2) государственное управление;

3) управление производством.

Сформировавшимся направлением считается только управление производством. По управлению производством во многих вузах и ССУЗах России читается учебный курс, издано множество учебников и учебной литературы.

История управленческой мысли

1.1. История управленческой социальной мысли

Управление существовало и существует там, где люди работали группами. Рассматривая развитие теории и практики управления, можно выделить несколько исторических периодов:

1) древний период;

2) индустриальный период;

3) период систематизации;

4) информационный период.

История мирового социального управления насчитывает несколько управленческих революций, которые знаменуют собой поворотные моменты в теории и практике управления:

1) первая управленческая революция привела к возникновению власти жрецов и зарождению письменности;

2) вторая управленческая революция привела к установлению сугубо светского аристократического управления и связана в основном с именем вавилонского царя Хаммурапи;

3) благодаря третьей революции в управлении были соединены государственные плановые методы регулирования с производством;

4) четвертая революция, часто называемая индустриальной, совпала по времени с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса;

5) пятая управленческая революция ознаменовалась приходом новой социальной силы – профессиональных менеджеров, класса управляющих, который стал господствующим в сфере управления материальным производством и духовной жизни.

Перечисленные управленческие революции соответствуют основным историческим вехам смены социальных сословий: власть жрецов сменилась властью аристократии (преимущественно военной), на смену власти военной и гражданской аристократии пришли представители предприимчивой буржуазии, которых на исторической арене сменили наемные работники.

Древний период развития управления начался с 9–7 тысячелетий до н. э. и продолжался до начала xviii в. Переход от присваивающего хозяйства к производящей экономике стал точкой отсчета в зарождении управления. В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством, сформировался развитый по тем меркам государственный управленческий персонал и обслуживающий управленческий аппарат прослойка.

В индустриальный период развитие представлений о государственном управлении связано с именем А. Смита, который был специалистом в области управления, так как он дал характеристику обязанностей государя и сделал анализ различных форм разделения труда. Учение Р. Оуэна оказало заметное влияние на формирование многих современных направлений и школ управления. Особенно актуальна идея Оуэна о гуманизации управления производством.

Период систематизации теории и практики управления пришелся на 1856—1960-е гг. В это время формируются новые направления, школы, течения, совершенствуется научный аппарат. То, что в настоящее время называется управлением, зародилось во времена промышленной революции в xix в. Возникновение фабрик влекло за собой необходимость обеспечения работой больших групп людей, а это, в свою очередь, означало, что индивидуальные владельцы не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Из числа лучших работников стали выходить лица, которые представляли интересы владельца на рабочих местах, – менеджеры.

В 60-е гг. XX в. начинается информационный период теории и практики управления, который опирается на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений управленцев. В современном мире математические методы используются во всех направлениях науки управления.

1.2. Основные теории и школы управления

Самые первые исследования в области управления принадлежали классической школе. Приверженцев классической школы управления волновал лишь вопрос эффективности производства. Их исследования касались лишь вопросов адаптации рабочих. Классическая школа управления не признавалась наукой даже сторонниками этой школы. В то время управление считалось искусством, а не наукой. Такой подход к управлению как к искусству связан с тем фактом, что не все люди по своим качествам подходят для работы в управлении.

Первый шаг к рассмотрению управления как науки был сделан Ф.Тейлором, который был лидером движения научного управления, так как его интересовала не эффективность деятельности отдельного человека, а деятельность организации. В основном благодаря работе Ф. Тейлора «Принципы научного менеджмента», в которой он разработал методы научной организации труда, основанные на изучении движений рабочего с помощью хронометража, концепция научного управления была признана самостоятельной областью научных исследований.

Таким образом, термин «научное управление» принадлежит Ф. Тейлору. Научное управление состоит в следующем:

в достоверном нормировании труда;

в точном определении выполняемых работником задач и времени, отводимого на решение каждой из них;

в правильном отборе и обучении кадров;

в эффективных денежных стимулах и вознаграждении работника за конечный результат.

Тейлор отмечал четыре основных принципа эффективной реализации управленческой деятельности:

1) разработка научных основ производства;

2) научный подбор рабочих;

3) сотрудничество рабочих с администрацией;

4) обучение и тренировка работников.

Разновидностью классической школы управления стала административная школа управления, которая занималась исследованием вопросов о роли и функциях управления. Разработчиком административной школы управления был А. Файоль. Он разделил процесс управления на пять основных функций:

подбор и расстановка кадров;

Суть разработанных Файолем принципов управления сводится к следующему: разделение труда; дисциплина; единство руководства и распорядительства; подчинение частных интересов общим; обязательное вознаграждение за труд; координирующая деятельность управленцев; порядок; справедливость; порядочность; инициатива.

Представителем административной школы управления является М. Вебер – основатель концепции рациональной бюрократии. Вебер идеализировал бюрократию, которую он считал машиной, не подверженной коррупции. Бюрократическое управление означает власть чиновников во всех сферах: хозяйственной жизни, политических движениях, управлении обществом. Бюрократическое управление основано на письменно зафиксированных правилах, которым подчиняются абсолютно все чиновники. Управленческая деятельность строится на принципах иерархии чиновников, где каждый управленческий работник отвечает не только за свои собственные решения и действия, но и за действия подчиненных ему лиц. М. Вебер также дал характеристику идеальных типов господства.

Появление школы человеческих отношений совершило прорыв в области управленческой деятельности. Родоначальником школы человеческих отношений принято считать Э. Майо. В основу этой школы управления положены достижения социологии и психологии. В школе человеческих отношений выделяют иерархическую теорию потребностей А. Маслоу и учение Д. Макгрегора. Маслоу разработал классификацию потребностей, включающую пять уровней:

потребности в безопасности;

потребности в самореализации.

Первые две группы потребностей отнесены Маслоу к первичным, остальные к вторичным. Поскольку потребности удовлетворяются в иерархическом порядке, то для повышения эффективности социального управления необходимо знать и использовать эту концепцию.

Суть теории Макгрегора состоит в признании необходимости заменить традиционный подход к пониманию управления как командно-административного воздействия на человека новым подходом к управлению, в рамках которого работник рассматривается как активный субъект деятельности, обладающий значительными интеллектуальными способностями.

Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы. Появление количественной школы явилось следствием применения математики и компьютерных технологий в управлении. Представители этой школы рассматривают управление как процесс, который выражается в математических моделях.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Системный подход в управлении предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, задачи, ресурсы, структура, технологии. Системная теория управления позволяет избежать ситуаций, когда решение, принятое в одной области, превращается в проблему для другой области.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Сущность ситуационного подхода в том, что формы, методы и стили управления должны меняться в зависимости от сложившейся ситуации, т. е. центральное место должна занимать ситуация. Используя ситуационный подход, управленцы могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Менеджмент как область общей теории управления возник в 60—80-е гг. XX в. Наряду с менеджментом усиливается и государственное управление.

1.3. Развитие управленческой науки в России

Развитие управленческой мысли в России берет свое начало в XVII в. Управленческая наука в России развивалась преимущественно в рамках теории государственного управления. А. Л. Ордин-Нащокин высказывался за укрепление централизованного государственного управления. Он считал, что государство должно активно вмешиваться в экономику. Ордин-Нащокин сделал попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставившим вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического управления.

Громадную роль в развитии идей государственного управления сыграли управленческие решения Петра I. Круг его управленческих действий весьма широк. В период правления Петра I выделяются преобразования в центральном и местном управлении:

1) создание нового государственного аппарата управления;

2) развитие крупной промышленности;

3) развитие сельского хозяйства;

4) укрепление финансовой системы;

5) развитие внешней и внутренней торговли.

Законодательные акты Петра I регулировали различные сферы деятельности государства, по сути это было государственным управлением.

Во второй половине XVIII в. управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II.

Основные требования в сфере управления экономикой в начале XIX в. произошли в период царствования Александра I. В 1901 г. издан манифест об учреждении министерств, которые были построены на началах личной власти и ответственности.

Особенную роль в сфере управления в России сыграл М. М. Сперанский. Он предложил разделить систему власти в России на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть должна была находиться в ведении Государственной думы, управление государством – в ведении министерств, вопросы суда – в ведении Сената.

В 1864 г. при Александре II было введено всесословное самоуправление.

В начале XX в. изменения в области управления осуществлялись видными реформаторами С. Ю. Витте и П. А. Столыпиным. Реформа Столыпина касалась всех отраслей государственного управления и была направлена на децентрализацию управления страной.

После окончания Гражданской войны руководством страны была поставлена задача перестройки государственного аппарата на научной основе. Изучение проблем в сфере социального управления связано с проведением прикладных исследований.

Одним из центральных направлений оказалось исследование тесно связанных между собой социальных проблем управления, труда и производства. Оно осуществлялось Центральным институтом труда в Москве и Всеукраинским институтом труда в Харькове. Кроме этого, можно назвать Казанский институт научной организации труда, Таганрогский институт научной организации производства, Государственный институт техники управления, Центральную лабораторию по изучению труда и др.

В 1960-х гг. особое внимание уделялось проблемам научного управления обществом. При этом выделялось несколько его направлений. Одно из них было связано с появлением общей теории социального управления, второе – с анализом проблематики государственного управления, третье – с интересом к управлению производством. В рамках первого направления работали преимущественно философы и социологи, второго – юристы, третьего – экономисты.

В работах отечественных исследователей периода 80-х гг. XX в. отражались самые различные аспекты социального управления в советском обществе.

В настоящий момент управленческие структуры общества перестают привлекать внимание социологов. Они становятся предметом специального рассмотрения юристов, управленцев, государствоведов.

Научные основы управления

2.1. Понятие управления

Управление – целенаправленная и организующая деятельность. Управлять – значит организовывать коллективы людей на достижение каких-либо результатов, поставленных задач. Управление представляет собой функцию сложных организованных систем любого характера, обеспечивающих сохранение их структур, поддержание режима деятельности, направленного на реализацию и их целей. По своему содержанию управление – процесс упорядоченного воздействия субъекта на объект управления.

Выделяют разнообразные трактовки понятия «управление». Наиболее часто управление определяют как воздействие управляющей системы на управляемую. В. И. Кнорринг говорит о том, что управление есть не что иное, как «непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект, которым может быть технологическая установка, коллектив или отдельная личность».[1] Один из самых известных ученых в России, занимающихся проблемами социального управления, В. И. Иванов определил управление как воздействие, которое осуществляется в технических, биологических и социальных системах.[2]

Такое понимание управления можно признать неполным, так как в этом определении присутствует только один элемент управления – воздействие, и ничего не говорится о подготовке такого воздействия, об условиях осуществления воздействия и о контроле. Кроме того, существует и такая разновидность управления, как самоуправление, где отсутствует воздействие управляющего субъекта на управляемый объект – такая система управляется сама собой. Поэтому в наиболее полном виде управление можно определить как «способность систем к реализации программ в процессе информационного взаимодействия управляющей и управляемой подсистем».[3]

Сущность управления состоит в практической организации деятельности управляемых объектов, а сама организация является неотъемлемым свойством управления.

Управление – это наиболее часто повторяющаяся разновидность организационных начал наряду с обучением и воспитанием.

В зависимости от объема и цели управление, как следует из определения В. Н. Иванова, подразделяется на три вида:

Техническое управление – организация целенаправленного упорядоченного эффективного функционирования технических систем и протекающих в них технологических процессов на основе познания и использования естественных физических и химических законов. Биологическое управление – организация целенаправленного эффективного функционирования и развития биологических особей, популяций животного, растительного мира на основе познания биологических законов. Социальное управление осуществляется там, где есть социум людей – это управление многочисленными социальными процессами, протекающими в человеческой общности. Движущей силой социального управления выступает власть. Социальное управление представляет собой осуществление властных организационных функций, обеспечивающих достижение в процессе совместной деятельности людей поставленных целей.

В основе управления лежат прием, сохранение, передача и переработка информации: «исходная информация об управляемой системе преобразуется в ту или иную форму для передачи по каналам связи и поступает в управляющую систему, которая по имеющимся алгоритмам, или правилам, перерабатывает получаемую информацию».[4] В любом процессе управления присутствуют две его направляющие:

1) управляющая подсистема;

2) управляемая подсистема.

Взаимодействие между управляющей и управляемой подсистемами осуществляется путем обмена информацией. Во всех процессах управления имеет место обратная связь – ответная реакция управляемой системы на воздействие со стороны управляющей системы. Воздействие управляющего субъекта на объект – это установление его прямых связей с объектом. Такое воздействие управляющей системы на управляемую может быть постоянным, эпизодическим или временным. Такое воздействие также может быть активным (даже силовым) или, наоборот, мягким. Отмечаются случаи незаметного воздействия управляющего субъекта на управляемый объект. Объектом прямых связей является не только внешний по отношению к управляющей системе объект, но и различные звенья внутри самой управляющей системы, между которыми устанавливаются либо вертикальные связи подчиненности (субординации), либо горизонтальные связи, которые сводятся к координации, взаимодействию, субсидиарности (взаимной ответственности), взаимопомощи по осуществлению единых целей управления.

2.2. Социальное управление как один из видов управления

Выше приводилась классификация управления. Прежде всего, выделялось управление, которое осуществляется машинами. Это так называемое техническое управление. Процессы деятельности живых организмов связаны с большим числом видов управления. Так, к примеру, мозг управляет частями тела – это биологическое управление.

Всякий труд человека – это управление, а так как человек – существо социальное, общественное, то труд человека является социальным, индивидуальным управлением. Существуют виды управления, где люди взаимодействуют друг с другом, где один человек руководит другими людьми. Это называется коллективным социальным управлением. К коллективному социальному управлению относится управление производством, управление обществом, управление государством и т. д. У любого управления, как уже говорилось, существуют две подсистемы – управляющая и управляемая. Характер их связей такой, что одна подсистема для другой является управляющей. Эти подсистемы, управляющая и управляемая, должны быть взаимосвязаны, объединены в одну систему – организацию.

В управлении всегда присутствует команда – воздействие управляющей системы на управляемую. В управлении действует сообщение, информация. Поэтому можно сказать, что управление – это воздействие с помощью информации.

Целью управления является какое-то изменение в управляемой подсистеме. Так как управление – это воздействие с помощью информационных команд, то в управляемой системе должен быть такой механизм, который превращает команды в реальные действия. Этот механизм приводится в действие только с помощью обратной связи в управлении.

Таким образом, цель, команда и обратная связь – это главные составляющие любого управления, в том числе и социального.

Необходимо отметить следующее: социальное управление как один из видов управления обладает своей спецификой, а также чертами, общими для всех уровней и видов управления.

Для того чтобы обозначить управление в обществе, используется термин «социальное управление». Социальное управление представляет собой организационную деятельность по обеспечению достижения социальных целей и задач посредством определенных методов. Г. В. Атаманчук трактует социальное управление как воздействие управляющей системы на управляемую. Он считает, что управление – это «целеполагающее (т. е. сознательное, направляющее, продуманное), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную, уголовную жизнедеятельность как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, ассоциации и т. д.)».[5]

Управление в обществе отличается от биологического и технического управления, так как подразумевает разработку программ, формирование у субъектов мотивации к деятельности, к эффективному труду для достижения поставленных целей.[6] Управление в живой природе не имеет субъекта, потому что на уровне организма управляет его генетическая программа, которая является средством управления, и управляет эта программа процессами, которые происходят в организме. В технических системах также присутствуют программы управления и процессы, которые организуются программами управления. Управление на общественном уровне является субъективным. Отличительной чертой такого управления является то, что управляющая программа вырабатывается субъектами управления осознанно, «представляет собой определенный информационный образ, предполагает организацию деятельности людей по реализации управленческого проекта».[7]

2.3. Специфика управления в обществе

В литературе по управлению и менеджменту отмечается, что не всякое воздействие на деятельность людей обязательно является управлением. Действия многих людей влияют на различные события, но они не всегда представляют собой управление. Когда определяют управление как воздействие, то прежде всего имеют в виду, что это какой-то труд, профессиональная деятельность. Управление в обществе всегда представляет собой воздействие одних субъектов на другие с целью побудить их к какой-либо деятельности. В определении управления как воздействия управляющей системы на управляемую не принимается во внимание обратное воздействие управляемой системы на управляющую, что присуще социальному управлению.

Управляющие субъекты должны испытывать обратное воздействие со стороны управляемых, что может выражаться в готовности последних либо выполнять указания управляющих субъектов, либо, что бывает реже, оказывать активное или не очень активное сопротивление таким указаниям. Несмотря на то что управление трактуется как воздействие, «современные исследователи все чаще акцентируют внимание на том, что между управляющими и управляемыми субъектами имеет место взаимодействие».[8]

По мнению авторов Зборовского и Костиной, социальное управление представляет собой такую форму информационного взаимодействия людей, когда одна из сторон вырабатывает решения, доводит их до исполнителя, контролирует их исполнение, а другая сторона эти решения исполняет.[9] Взаимодействие есть воздействие одних субъектов на других. Когда одни субъекты вырабатывают программу деятельности и контролируют ее исполнение либо реализацию другими субъектами, то в данном случае происходит разделение труда на управленческий и исполнительский. Самоуправлением называют такую форму управления, когда субъект, вырабатывающий программу и реализующий ее, совпадают в одном лице. Важнейшей специфической чертой социального управления является то, что оно представляет собой единство управления и самоуправления.

2.4. Основные элементы социального управления

В качестве самых основных элементов социального управления можно выделить:

1) субъект управления;

2) управляемый субъект;

3) объект управления;

4) цель управления;

5) проект деятельности.

Субъекты управления – это индивиды, которые способны вырабатывать программу действий и реализовывать данную способность. Управляемые субъекты – люди, осуществляющие программы, созданные субъектами управления. Субъекты управления управляются определенной информационной программой, которая состоит из норм и правил, принятых в соответствующей сфере деятельности.

Информация представляет собой те сведения, которые нужно иметь в виду, чтобы хорошо перерабатывать материалы и энергию. Суть управления в социальной системе – это целенаправленная переработка информации.

Субъекты управления вырабатывают программы для разрешения определенных вопросов. Такие выработанные программы выступают регуляторами действий управляемых субъектов. Управляемые субъекты, исполняя программы, могут полностью руководствоваться нормами и целями, предусмотренными программой, а могут отступать от предписанных программ. Таким образом, если программы, выбранные субъектами управления, не могут восприниматься исполнителями как руководство к действию, то управление в этом случае может и не иметь места. Это и является самым важным отличием социального управления от всех других видов управления.

Объект управления – деятельность людей, организуемая посредством управляющей программы. В социальном управлении, таким образом, следуя из определений, объект управления и управляемый субъект не совпадают. Проект, создаваемый субъектом управления, направлен на деятельность управляемых субъектов, которые способны понять программу и реализовать ее. Управляемый субъект, который реализует программу, выработанную субъектом управления, делает это не автоматически, а сознательно.

Цель управления – создание и сохранение определенного состояния объекта управления, организационного состояния деятельности. Ключом к пониманию устройства управления является понимание того, что оно служит для получения определенного конечного результата, достижения того, что называется целью. Можно сказать, что управление есть механизм для достижения цели. Таким образом, поставленная цель – это неотъемлемый элемент системы управления.

Проект управленческой деятельности – это сложный идеальный образ, наличие которого обусловливает организацию деятельности как самого субъекта управления, так и управляемых субъектов.

2.5. Субъекты управления и управляемые субъекты

Социальное управление характерно наличием многих субъектов. К субъектам социального управления можно отнести государственные и муниципальные органы, а также общественные организации. На федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации главными субъектами управления являются органы государственной власти, которые могут быть законодательными, исполнительными, судебными. Что касается органов местного самоуправления, то они осуществляют непосредственную реализацию решений, разработанных на государственном уровне федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ.

Управляемыми субъектами в социальном управлении выступают группы людей, а также отдельно взятые индивиды, которые реализуют программы, выработанные разными субъектами социального управления на всех уровнях такого управления. К таким управляемым субъектам социального управления в первую очередь можно отнести учреждения, т. е. юридические лица, которые финансируются собственником полностью или частично, выполняющие, как правило, функцию обслуживания: органы социальной защиты населения, службы занятости, центры социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, центры реабилитации несовершеннолетних и многие другие. Управляемыми субъектами социального управления необходимо также признать людей, которые нуждаются в той или иной форме социальной поддержки, помощи или защиты.

Управление в обществе существует на нескольких уровнях. В зависимости от субъекта управления можно выделить государственное управление, муниципальное управление, менеджмент. На каждом из этих уровней обеспечивается регулирование тем или иным субъектом управления жизнедеятельности разных типов социальных обществ. В государственном управлении субъектом управления выступает государство, а управляемым субъектом – гражданское общество в целом. При муниципальном управлении субъектами управления выступают муниципальные органы власти, избранные из жителей населенных пунктов и административных территорий. В менеджменте субъектом управления являются собственники капитала и нанятые последними менеджеры.

Субъекты управления на уровне регионов, городов, муниципальных образований, предприятий, организаций располагают соответствующей информацией и технологиями, разрабатывают проекты стратегии развития, управленческие проекты, создают специальные учреждения для реализации этих проектов. Субъектам управления, действующим на государственном, региональном, муниципальном, корпоративном уровнях делегированы широкие полномочия в принятии решений по удовлетворению потребностей населения, в связи с чем они и несут ответственность за принятые решения.

2.6. Проект управленческой деятельности

Как выше было сказано, проект управленческой деятельности – сложный идеальный образ, наличие которого обусловливает организацию деятельности как самого субъекта управления, так и управляемых субъектов. В состав проекта управленческой деятельности входят цели, нормы, оценки ситуаций, образы условий действия и субъектов, отдельные решения. Таким образом, проект представляет собой упорядоченное целое. Отдельное управленческое решение выступает как часть проекта управленческой деятельности.

Проект управленческой деятельности в социальной сфере представляет собой идеальный образ, который содержит в себе информацию о том, какие группы населения особенно остро нуждаются в помощи и поддержке со стороны субъектов управления, каким образом должны регулироваться отношения между ними, как должны применяться нормы, которые лежат в основе таких отношений, и др. Проект управленческой деятельности должен содержать в себе целевые образы и технологию достижения этих целей.

Управленческий проект в социальной сфере всегда не полон, предполагает самоуправление со стороны управляемых субъектов. Задачей же управляющих субъектов является создание условий, которые позволяют социальным сообществам и индивидам осуществлять те или иные возможности, как-то: получить образование, качественное лечение и т. д. Как уже было отмечено, отдельное решение является фрагментом управленческой деятельности. Решение – основной продукт управленческой деятельности. Большинство решений обычно связано с распределением ресурсов. Любому субъекту управления приходится распределять людей по видам работ – это трудовой ресурс; распределять время – когда, к какому сроку. Время – это важнейший, невосполнимый ресурс. Субъекты социального управления распределяют деньги, оборудование и т. д. От того, как будут распределены ресурсы, зависит конечный результат деятельности. Значит, чтобы принимать верные решения, нужно уметь распределять ресурсы.

Необходимо отметить, что в создание управленческого проекта значительный вклад вносит такая наука как социология управления. Разработку той части управленческого проекта, которая включает в себя целевые образы, оценки ситуаций, прогнозирование, их изменения, изучает социология управления. Иные составляющие части управленческих проектов – управленческие решения, нормы, обеспечивающие упорядоченность деятельности управляемых субъектов и субъектов управления, разрабатываются социальным менеджментом.

Управление основано на стабильных правилах (нормах), которые представляют собой письменно зафиксированные документы.

Проекты управленческой деятельности могут быть направлены на регулирование деятельности профессиональных общностей. В основе выделения профессиональных и гражданских общностей лежит единая система законов, которая регулирует отношения между людьми. Процесс создания, изменения, отмены проектов, которые направлены гражданским общностям, на государственном уровне осуществляются политиками. Проекты управленческой деятельности, которые имеют целью преобразование жизнедеятельности профессиональных общностей, осуществляется менеджерами.

2.7. Объект управления

Объект управления – деятельность людей, организуемая посредством управляющей программы. Как уже отмечалось, в социальном управлении объект управления и управляемый субъект не совпадают. Объект социального управления – это разные виды жизнедеятельности управляемых субъектов: потребительская, образовательная, культурная, религиозная и многое другое.

Управление характеризуется как систематическое воздействие субъекта управленческой деятельности на социальный объект. К субъекту социального управления относятся отдельные группы лиц или специально созданные органы. А в качестве социального объекта управление можно рассматривать общество в целом, его отдельные сферы: экономическую, социальную, культурную, конкретные организации и т. д.

В зависимости от объекта управления можно выделить также уровни социального управления: государственное, муниципальное управление на уровне организации (менеджмент). Объект управления в государственном управлении – гражданское общество в целом; в муниципальном управлении – местное сообщество, в менеджменте – сообщества наемных работников.

Спецификой объекта государственного управления является то, что объект государственного управления представляет собой разнообразную деятельность множества разнородных социальных групп, объединенных на территории одного государственного образования. Объектом муниципального управления также выступает деятельность различных групп населения, проживающих на соответствующей территории.

Нужно отметить, что в зависимости от объекта управления и управляемых субъектов различают разные институты социального управления, направленные на организацию и регулирование здравоохранения, образования, отдыха, миграции, пенсионного обеспечения, социального страхования, реализацию молодежной политики, политики в сфере доходов населения.

2.8. Цель управления

Цель управления – создание и сохранение определенного состояния объекта управления, организационного состояния деятельности. Цель – это неотъемлемый элемент системы управления. Целью любого управления является организация. Цель социального управления объективируется не в каких-либо вещах или условиях, а в организации деятельности по их производству, упорядоченности существующей системы. Значимость цели управления проявляется тогда, когда выработанный субъектом управления проект не обеспечивает эффективность соответствующей деятельности устойчивого состояния системы.

Цель социального управления – это достижение оптимальных для данных условий состояний различных видов социальной деятельности, удовлетворение потребности людей благодаря их существованию. Можно привести несколько самых простых примеров. Цель деятельности медицинского учреждения – это лечение больных. Цель деятельности врача этого медицинского учреждения – постановка диагноза больному, назначение ему лечения, проведение операции и т. д. Так как для лечения больных необходимы как квалифицированные врачи, так и медицинское оборудование, медицинская техника, лекарственные препараты, обслуживающий персонал, который осуществляет уход за больными, то можно говорить, что создание проекта медицинского учреждения, который включает все необходимые количественные и качественные характеристики, в данном случае является целью социального управления. Если цель врача в нашем случае – лечение больного, то цель субъекта управления медицинским учреждением – организация деятельности врачей и обслуживающего персонала таким образом, чтобы процесс лечения становился все более эффективным.

Так как управление само по себе не имеет своих целей, то цели для него задает экономика, все общество в целом. Хотя цели формируют и ставят люди, в их основе должны лежать объективные предпосылки. К примеру, нельзя высушить Тихий океан, так как нет объективных оснований для такой цели. Каждый раз, когда допускаются какие-либо ошибки в постановке цели, то при самом прекрасном управлении впустую будут тратиться огромные ресурсы. Здесь можно привести пример в прошлом знаменитой Байкало-амурской магистрали (БАМ). В строительство БАМа было вложено неимоверное количество денежных, трудовых, материальных ресурсов, а сегодня все это оказалось не только никому не нужным, но и дополнительно породило еще массу проблем. В середине 80-х гг. существовал проект по переброске вод северных рек в Среднюю Азию. Если бы этот целевой проект осуществился, это привело бы еще и к крупной экологической катастрофе в масштабе страны.

Управление призвано не просто вести к цели, но делать это наилучшим из возможных в данных обстоятельствах образом. Например, целью любого предприятия является повышение качества производимых товаров или услуг.

Целевое управление призвано вести организацию и все ее подразделения к единой конечной цели. С помощью целевого управления эта конечная, общая цель расчленяется на частные промежуточные цели, которые доводятся до каждого подразделения, вплоть до рабочего места. Задача целевого управления – координировать движение к конечной цели, распределять необходимые для этого ресурсы, сделать возможным контроль результатов по мере продвижения к цели. Целевое управление – это главный механизм, который направляет деятельность организации с утра до вечера каждодневно.

Кнорринг В. И. Искусство управления. – М., 1997. – С. 1.

См.: Основы современного социального управления: теория и методология. – М., 2000. – С. 26.

Зборовский Г. Е., Костина Н. Б. Социология управления: учеб. пособие. – М., 2007. – С. 85.

Зборовский Г. Е., Костина Н. Б. Социология управления: учебное пособие. – М., 2007. – С. 84.

Зборовский Г. Е., Костина Н. Б. Основы современного социального управления: теория и методология. – М., 2000. – С. 8.

Зборовский Г. Е., Костина Н. Б. Социология управления: учеб. пособие. – М., 2007. – С. 86.

Зборовский Г. Е., Костина Н. Б. Социология управления: учеб. пособие. – М., 2007. – С. 88.

Источник:

modernlib.ru

Горбухов В. Основы социального управления Учеб. пос. в городе Волгоград

В нашем каталоге вы имеете возможность найти Горбухов В. Основы социального управления Учеб. пос. по разумной стоимости, сравнить цены, а также посмотреть иные предложения в группе товаров Бизнес и экономика. Ознакомиться с параметрами, ценами и обзорами товара. Транспортировка может производится в любой населённый пункт России, например: Волгоград, Пермь, Хабаровск.