Каталог книг

Отсутствует Экономическое развитие России № 3 2012

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Журнал «Экономическое развитие России» издается с 1993 года. Издание сконцентрировано на освещении вопросов макроэкономического и финансового состояния национальной экономики. Аналитические материалы, публикуемые в журнале, посвящены развитию отдельных сфер национальной экономики – промышленности, инвестиций, внешней торговли, государственного бюджета, денежной политики, банковского сектора, готовятся сотрудниками Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара – учредителя журнала «Экономическое развитие России». Также представлена статистика основных параметров развития России. Журнал интересен с точки зрения авторских взглядов на происходящие в экономике России события и предназначен для широкого круга читателей.

Характеристики

  • Форматы

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Отсутствует Экономическое развитие России № 3 2012 Отсутствует Экономическое развитие России № 3 2012 49.9 р. litres.ru В магазин >>
Отсутствует Экономическое развитие России № 4 2012 Отсутствует Экономическое развитие России № 4 2012 49.9 р. litres.ru В магазин >>
Отсутствует Экономическое развитие России № 12 2012 Отсутствует Экономическое развитие России № 12 2012 49.9 р. litres.ru В магазин >>
Отсутствует Экономическое развитие России № 2 2012 Отсутствует Экономическое развитие России № 2 2012 49.9 р. litres.ru В магазин >>
Отсутствует Экономическое развитие России № 5 2012 Отсутствует Экономическое развитие России № 5 2012 49.9 р. litres.ru В магазин >>
Отсутствует Экономическое развитие России № 7 2012 Отсутствует Экономическое развитие России № 7 2012 49.9 р. litres.ru В магазин >>
Отсутствует Экономическое развитие России № 11 2012 Отсутствует Экономическое развитие России № 11 2012 49.9 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Книга Экономическое развитие России № 3 2012 скачать бесплатно, читать онлайн

Экономическое развитие России № 3 2012 О книге "Экономическое развитие России № 3 2012"

Журнал «Экономическое развитие России» издается с 1993 года. Издание сконцентрировано на освещении вопросов макроэкономического и финансового состояния национальной экономики. Аналитические материалы, публикуемые в журнале, посвящены развитию отдельных сфер национальной экономики – промышленности, инвестиций, внешней торговли, государственного бюджета, денежной политики, банковского сектора, готовятся сотрудниками Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара – учредителя журнала «Экономическое развитие России». Также представлена статистика основных параметров развития России. Журнал интересен с точки зрения авторских взглядов на происходящие в экономике России события и предназначен для широкого круга читателей.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Экономическое развитие России № 3 2012" бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Источник:

avidreaders.ru

Электронная книга: Отсутствует

Электронная книга: Отсутствует «Экономическое развитие России № 3 2015»

Серия: "Журнал «Экономическое развитие России» 2015"

Журнал «Экономическое развитие России» издается с 1993 года. Издание сконцентрировано на освещении вопросов макроэкономического и финансового состояния национальной экономики. Аналитические материалы, публикуемые в журнале, посвящены развитию отдельных сфер национальной экономики – промышленности, инвестиций, внешней торговли, государственного бюджета, денежной политики, банковского сектора, готовятся сотрудниками Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара – учредителя журнала «Экономическое развитие России». Также представлена статистика основных параметров развития России. Журнал интересен с точки зрения авторских взглядов на происходящие в экономике России события и предназначен для широкого круга читателей.

Издательство: "Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара" (2015)

отсутствует

Словарь русских синонимов .

Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик. 2012 .

Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин . 2013 .

Другие книги схожей тематики: См. также в других словарях:

Экономика России — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Минэкономразвития России — – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию Минэкономразвития России – это Министерство экономического развития Российской Федерации (МЭРТ),… … Энциклопедия инвестора

Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России — Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации рус. Таможенный союз Республики… … Википедия

История экономики России — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" — Азиатско Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС, Asia Pacific Economic Cooperation Forum) межгосударственный форум, созданный для содействия экономическому росту, сотрудничеству, торговле и инвестициям в Азиатско Тихоокеанском регионе.… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Хорошо

Источник:

books.academic.ru

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В КОНЦЕ XX В

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В КОНЦЕ XX В

Прежде всего, следует отметить, что период 90-х гг. не является «историей» в полном смысле этого слова. События еще не отодвинулись от нас и, если так можно сказать, «не отстоялись». Многие процессы, начатые в эти годы, еще продолжаются и, следовательно, давать им объективную оценку весьма затруднительно. Последствия целого ряда реформ еще не вполне ясны, многие тенденции в экономическом развитии лишь обозначены и нужно время, чтобы они проявились в полном объеме.

Поэтому мы, как и ряд других исследователей, рекомендуем при рассмотрении проблем экономического развития России в 90-е гг. XX в. обратиться, как советует Г.М. Тимошина, к учебным пособиям по теории экономики переходного периода.

Мы же в рамках заключительного раздела постараемся лишь обозначить основные этапы попыток реформирования экономики, вычленить основные меры, предпринимаемые на каждом из них, методы, с помощью которых они проводились, и первые результаты.

Итак, после распада СССР экономическая ситуация в России была близка к катастрофической. Требовались чрезвычайные и решительные меры для стабилизации ситуации. Перед российским руководством во главе с Ельциным стоял выбор: стабилизировать экономику с помощью традиционных методов и лишь после этого приступить к подготовке условий по либерализации экономики, как предлагали авторы «Программы 500 дней», либо пойти на быстрое проведение рыночных реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями по стабилизации ситуации.

Выбор был сделан в пользу второго варианта. Было сформировано новое правительство, состоящее в основном из молодых ученых-экономистов во главе с Гайдаром, Шохиным и Чубайсом, которые знали общие направления западной экономической мысли, но совершенно не имели опыта практической хозяйственной работы, недостаточно ясно представляли себе все проблемы функционирования административной экономики. Отсутствовал также опыт и государственной деятельности. Судя по всему не было и конкретного четко продуманного плана перехода от административной системы к рынку, а также ясной социальной цели развития нового общества. Такая ситуация и предопределила ход реформ.

Главной задачей была объявлена макроэкономическая и финансовая стабилизация с одновременным переходом к рыночной экономике. Абсолютизируя роль рынка «молодые реформаторы» считали, что он сам сумеет довольно быстро отрегулировать все экономические связи. На практике, однако, этого не было достигнуто.

Первый этап реформ (январь 1992 г. – декабрь 1992 г.) начался с либерализации потребительских цен на большинство товаров и услуг, и отказа от централизованной системы распределения ресурсов. При сохранении высокого уровня монополизации производства это привело к чрезвычайно быстрому росту цен. К концу 1992 г. они выросли в среднем в 100-150 раз, а на отдельные товары и продукты еще выше. В то же время рост средней заработной платы составил 10-15 раз.

Параллельно с этим в марте 1992 г. были отпущены цены на энергоносители и принят ряд мер по либерализации во внешнеэкономической сфере, что подтолкнуло рост экспорта сырья, металлов и энергоносителей.

Все эти меры дополнялись политикой жесткого ограничения денежной массы и отказа от протекционистских мер в отношении отечественных производителей, которые не успевали приспособиться к новым условиям хозяйствования. В результате начинается спад производства (за 1992 г. он составил по самым скромным подсчетам 14%), кризис неплатежей и т.д.

В условиях нарастающего хаоса с мая 1992 г. правительство отказалось от ограничения денежной массы и перешло к политике дешевых кредитов и предоставления льгот во внешнеэкономической деятельности. Такой поворот привел к росту инфляции. Осенью 1992 г. цены росли со скоростью 5% в неделю, происходит обвальное падение курса рубля и т.д.

Другим важным направлением реформ этого периода стала приватизация государственной собственности. В течение 1992-1993 г. были приняты и реализованы несколько программ по приватизации и акционированию. Первая программа была опубликована 29 декабря 1991 г. «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в 1992 г.», которая позже несколько раз уточнялась и дополнялась. Кроме того, в 1992 г. началась программа «ваучерной приватизации», которая на практике вылилась в очередной «шок без терапии». Созданные в 1993 г. чековые инвестиционные фонды, собрав ваучеры, к 1995 г. благополучно исчезли. Подавляющая часть населения не получила ничего. Однако, как известно, ничто не исчезает бесследно и ни возникает из ничего. Достаточно упомянуть о таких финансовых пирамидах как «МММ», «Хопер-инвест», «Автомобильный всероссийский альянс» и др., а всего таких фондов было 650, куда миллионы граждан фактически безвозмездно отдали свои ваучеры. Многие же основатели таких фондов, став «олигархами», и сегодня стоят во главе многих производств.

Пожалуй, единственным положительным моментом приватизации можно считать только юридическое оформление собственности населения на занимаемую жилплощадь. Фактически это означало лишь признание права продажи, наследования и дарения, так как по праву пользования жилье было в собственности и до этого.

Такая быстрота проведения приватизации имела по мнению большинства исследователей, одно обновление – политическое – исключить возможность возврата к прошлому. Тем не менее одна из главных задач приватизации – создание нового эффективного собственника и формирование «среднего класса» - достигнута не была.

К концу 1992 г. стало окончательно ясно, что курс, проводимый правительством Гайдара, провалился. На смену Гайдару пришел Черномырдин.

Период 1993-1994 гг. – это время шатаний, проб и ошибок. Попытки жестких денежных и бюджетных ограничений были заменены политикой «мягких ограничений», и «дешевых денег», т.е. государственного финансирования народного хозяйства через дешевые кредиты, выдачи лицензий на использование природных ресурсов и т.д. В результате уровень инфляции в течение 1993 г. колебался от 12 до 35% в месяц. Попытка заменить курс явной денежной эмиссии на политику «мягкого инфляционизма», т.е. выборочной поддержки отечественного предпринимателя, также не принесла положительных результатов.

Все это усугубляло социально-экономическую ситуацию в стране и порождало острые политические кризисы. Наиболее известный из них – октябрьский кризис 1993 г. и расстрел Верховного Совета. Однако даже после этих событий выборы в Государственную Думу, которые прошли 12 декабря 1993 г., показали, что курс на шоковые реформы не пользуются поддержкой. Данные социологических опросов того времени показывали, что свыше 80% граждан были неудовлетворены своей жизнью: стали хуже питаться, у них сократились возможности приобретать одежду и обувь. Свыше 70% опрошенных считали, что реформы в России двигались в неправильном направлении.

Резко снизился уровень доверия к ведущим политическим лидерам. Так, по данным опроса, проводимого Институтом социологии РАН в июне 1994 г., наибольшим недоверием среди 12 политических деятелей пользовались (по степени недоверия) Жириновский, Ельцин, Гайдар, Чубайс, Зюганов, Руцкой, Шумейко, Черномырдин, Хасбулатов, Шахрай, Горбачев.

Недовольство проявляли и представители агропромышленного и военно-промышленного комплексов, центристские и левоцентристские партии, профсоюзы. Становилось ясно, что нужна корректировка реформ. В этих условиях Гайдар и его сторонники, вошедшие в правительство осенью 1993 г., снова ушли в отставку и тем самым усилили позиции промышленных центристов, связанных с ВПК и топливно-энергетическим комплексом во главе с Черномырдиным.

Несмотря на принимаемые правительством меры стабилизации в экономике достигнуть не удалось. Продолжалось снижение объемов производства. Валовый внутренний продукт сократился по сравнению с 1991 г. на 32%. Не удалось стабилизировать и финансы. Курс рубля продолжал падать. 11 октября 1994 г. произошел обвал сразу же на 27%. Негативное влияние на экономику России оказывал и распад рублевой зоны.

Только начиная с 1995 г. правительство Черномырдина начало более-менее последовательно бороться с высокой инфляцией. Было принято решение о повышении ставки рефинансирования ЦБ России, прекратилось льготное бюджетное финансирование, был принят ряд мер по стабилизации валютного курса рубля и т.д.

Параллельно с этим в 1995 г. начинается второй этап приватизации, которая проходила теперь в денежной форме. Именно на этом этапе развернулась борьба за реальную собственность. Наиболее удачной была признана практика залоговых аукционов, когда государственные пакеты акций отдельных предприятий передавались в доверительное управление на определенный период с возможностью последующего выкупа. Всего за 1995 г. на такие аукционы были выставлены пакеты акций 21 компании. В государственный бюджет начали поступать доходы от этих аукционов, однако по оценкам многих исследователей, цена акций довольно часто была существенно занижена и государство недополучило огромные суммы денег. Фактически государство за бесценок передало огромную часть бывшей общенародной собственности в руки узкого слоя лиц. Приватизация приняла номенклатурный характер.

Предпринимаемые правительством Черномырдина меры в финансово-налоговой сфере позволили сократить темпы инфляции. Спад производства, однако удалось остановить лишь к 1997 г. Тот факт, что правительство уделяло внимание стабилизации только в области финансов, не делая практически ничего для обеспечения устойчивого роста в реальном секторе экономики, говорил о том, что ситуация оставалась неустойчивой. Не решались вопросы платежного кризиса, по-прежнему не выплачивались своевременно пенсии, пособия и зарплата, бюджет оставался дефицитным. Продолжалась утечка капитала за границу.

Финансовая стабилизация поддерживалась с помощью возрастающего выпуска ГКО-ОФЗ, которые размещались как внутри страны, так и за рубежом. Устанавливая высокие проценты по ним, государство пыталось привлечь в бюджет значительные финансовые ресурсы. Однако развал в реальном секторе экономики приводил к тому, что привлеченные через продажу ценных бумаг деньги шли на погашение предыдущих обязательств и «затыкание дыр» в социальной сфере. Фактически и была создана огромная «финансовая пирамида» в масштабах всего государства.

Результат не замедлил проявиться. В августе 1998 г. правительство Кириенко заявило, что оно не в состоянии выплачивать проценты держателям ГКО-ОФЗ. Дутая финансовая стабильность рухнула. Курс рубля обвально упал почти в три раза. Следом за ним резко упали котировки ценных бумаг российских предприятий и банков. В панике вкладчики начали изымать свои сбережения из коммерческих банков. Результатом всех этих событий стал сильнейший кризис всей банковской системы. Правительство заявило об отказе платить по текущим обязательствам перед иностранными инвесторами. Финансово-банковский кризис сопровождался падением ВВП, который по сравнению с 1991 г. снизился почти на 40%. Все это указывало на то, что власть не в состоянии контролировать ситуацию в экономике. Ослабление власти проявилось и в частой смене правительств. Правительство Кириенко в сентябре 1998 г. сменило правительство Примакова. Весной 1999 г. на смену приходит правительство Степашина, и, наконец, в августе 1999 г. на пост главы правительства был назначен Путин. Ни один из трех премьеров не сумел предложить ясной, обоснованной программы вывода страны из кризиса. 31 декабря 1999 года Ельцин заявил о своей отставке, передав власть, согласно Конституции РФ, действовавшему главе правительства Путину. В марте 2000 г. Путин был избран президентом России.

Источник:

www.agmi.ru

Экономическое развитие России

Экономическое развитие России Собственность как основа национальной экономики. Сущность и формы владений. Рассмотрение экономической ситуации в России. Создание условий для реализации права собственности. Изменение размеров государственного долга в экономике Российской Федерации. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Собственность как основа национальной экономики. Сущность собственности и ее формы

2. Изменение отраслевых пропорций в экономике России за период с 2010 г

Список использованных источников

1. Собственность как основа национальной экономики. Сущность собственности и ее формы

собственность право государственный долг

Собственность занимает центральное место в экономической системе. Она обусловливает экономический способ соединения работника со средствами производства, цель функционирования и развития экономической системы, социальную структуру общества, характер стимулов трудовой деятельности, способ распределения результатов труда. Отношения собственности формируют все остальные виды экономических отношений, являются системообразующими и поэтому основными.

Сущность и содержание собственности

Выделяют следующее содержание собственности:

Экономическая сущность собственности построена на отношениях между субъектом -- собственником и объектом -- собственностью. Как правило, собственностью является имущество, от которого зависит производственный процесс -- экономические ресурсы, факторы производства.

Собственность -- исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности.

Система экономических отношений собственности включает следующие элементы:

1. Присвоение собственности. Это экономический процесс, в результате которого определенный человек приобретает исключительное право на пользование определенной вещью или благом.

2. Использование собственности для хозяйственной деятельности. Оно может быть осуществлено непосредственно собственником либо передано другому хозяйствующему субъекту.

3. Передача собственности. Она может быть осуществлена насильственно (кража, отъем, национализация) либо добровольно (продажа, передача в аренду).

Экономические отношения, связанные с собственностью, влияют на сущность и характер всего производственного процесса в экономике. По этому поводу люди могут вступать между собой в конфликт, а поэтому собственность не может быть только экономической категорией. Она должны быть урегулирована правовыми нормами -- системой общепринятых правил владения и распоряжения собственностью.

Юридическая сущность собственности предполагает общепринятые на законодательном уровне правила регулирования собственности

Собственность -- это наиболее полный комплекс прав, которым может обладать субъект права в отношении своего имущества. В ряде теорий признаётся также собственность на некоторые права. Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ признают и гарантируют любые формы собственности, при этом нормативно установлены три формы: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная собственности. Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды субъектов собственности (собственников):

§ органы государственного и муниципального управления. В соответствии с этим выделяют государственную и муниципальную собственность;

§ гражданин -- физическое лицо.

Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды объектов собственности (собственность):

§ движимое имущество (например, ценные бумаги, ассигнации, деньги, драгоценные металлы);

§ недвижимое имущество (например, земля, промышленные и жилые здания).

Если выполнены предусмотренные на законодательном уровне правила, субъект наделяется правом собственности на объект собственности.

Право собственности включает:

§ право распоряжения собственностью. Это право на использования вещи или блага, на передачу этого права другому собственнику;

§ право владения собственностью. Это закрепляемое и охраняемое на законодательном уровне право физического обладания вещью или благом;

§ право пользования собственностью. Это закрепляемое и охраняемое на законодательном уровне право использования вещи или блага для хозяйственной деятельности или удовлетворения личных потребностей и нужд.

Совмещение экономической и юридической сущности собственности и составляет ее современное понимание. Отношения владения, использования и распоряжения собственностью без юридического закрепления носили бы хаотический характер. А без экономического содержания юридическое закрепление права собственности не имело бы значения.

Существуют два диаметрально противоположных подхода к собственности:

§ социалистический, исходящий из того, что вся собственность -- общественная и принадлежит государству, выражающему интересы всего общества. В данном подходе исключается право собственности граждан и юридических лиц. Как показывает практика реализации этого подхода, искусственное устранение экономической сущности приводит к стагнации экономического развития и снижению эффективности общественного производства;

§ капиталистический, признающий все три вида права собственности -- государственную, физического и юридического лица. При органичном совмещении всех их в национальной экономике возможно достижение высоких темповэкономического роста. Государственная собственность доминирует в значимых для общества отраслях -- социальной, культурной. Частная собственность позволяет повысить эффективность производства.

В России до 1990 г. использовался исключительно социалистический подход к собственности. В результате распада СССР положение было изменено, и были введены три вида собственности -- государственная, физических и юридических лиц.

Структура собственности имеет для национальной экономики большое значение, так как определяет характер и сущность протекающих в ней процессов -- производства, потребления, распределения.

Структура собственности в национальной экономике отражает характер существующих взаимосвязей между объектами и субъектами собственности. Она специфична применительно к каждой определенной стране и формируется под влиянием совокупности исторических, культурных, психологических факторов. В силу различных обстоятельств в России до 1990 г. существовала только одна форма собственности -- государственная, а по этой причине структура собственности была крайне упрощена.

Для современной структуры собственности России характерно:

§ преобладание теневых отношений собственности. Государство стремится урегулировать на законодательном уровне отношения владения, распоряжения и использования собственности. В случае теневой экономики эти отношения не регулируются государством, а протекают вне правового поля (это совокупность неурегулированных и неучтенных на законодательном уровне хозяйственных отношений). Теневая экономика отличается незаконным обогащением, чаще всего насильственным присвоением собственности и перераспределением национального богатства. По неофициальным данным, более половины отношений объектов и субъектов собственности протекают в рамках теневой экономики, т. е. не урегулированы государством;

§ процесс разгосударствления, т. е. приватизация собственности. Опыт развитых стран показывает, что активный экономический рост может быть реализован только в ситуации, когда субъекты хозяйственной деятельности имеют прямую заинтересованность в результатах своего труда. Одним из значимых стимулов для хозяйствующих субъектов является право собственности. Для того чтобы повысить экономический интерес хозяйствующих субъектов, был начат процесс приватизации -- передача физическим и юридическим лицам права собственности, которое принадлежало ранее государству. Этот процесс носил в России хаотический характер и мало способствовал экономическому росту. Ошибки программы приватизации привели к концентрации права собственности у небольшого числа людей -- олигархов;

§ неразвитость мелкого предпринимательства. В развитых странах основу экономики составляют малые предприятия с частной собственностью на средства производства. В России же по причине отсутствия необходимых для этого условий оно практически не развивается.

Основная проблема современной структуры собственности в России заключается в создании условий для такой реализации права собственности, которое сочетало бы интересы социальной стабильности, справедливости и активного экономического развития.

2. Изменение отраслевых пропорций в экономике России за период с 2010 г

Экономическое развитие России в 2010 - 2013годах в целом характеризовалось ростом со среднегодовыми темпами 5,1%, однако было крайне неравномерным. Период 2009 - 2011 годов - период мирового кризиса второй половины 2008 - 2009 годов и посткризисного восстановления экономики, завершившегося к концу 2011 года. Во время мирового экономического кризиса российская экономика продемонстрировала наибольшую степень цикличности среди экономик большой двадцатки. Период 2009 - 2010 гг. характеризовался отказом от принятых перед кризисом бюджетных правил и образованием дефицита федерального бюджета (6% ВВП в 2009 году и 4% ВВП в 2010 году), вызванного как снижением доходов бюджета, так и общим увеличением расходов, связанным с реализацией антикризисного плана. Финансирование дефицита большей частью опиралось на использование государственных сбережений. В указанный период было потрачено более половины всех средств нефтегазовых фондов - около 8,3% ВВП. Восстановление экономического роста началось с возобновления положительного роста выпуска промышленного производства, а к концу 2009 года восстановление экономики значительно ускорилось в результате быстрого роста строительства и сельского хозяйства. К концу 2011 года практически все макроэкономические показатели, кроме инвестиций и объемов строительных работ, достигли или превысили максимальные предкризисные значения.

Восстановление высоких цен на нефть привело к исчерпанию дефицита федерального бюджета и возобновлению укрепления курса рубля. Восстановилась кредитная активность, основным источником которой стали операции по рефинансированию Центрального Банка. Возобновился рост денежного предложения. С облегчением доступа на мировые рынки капитала стал расти частный внешний долг. В то же время возможности внешних займов были ограничены доступом к ним только части ключевых компаний сырьевого сектора. В целом чистый отток капитала сохранялся на большей части посткризисного периода, который поддерживался высокими доходами экспортно-ориентированного сектора. Другим отличием от предкризисного периода стал более сбалансированный рост заработной платы, который в целом соответствовал росту производительности труда.

За период 2009 - 2011 гг. несколько изменилась структура экономики, при этом качественных, радикальных структурных сдвигов в этот период не произошло. Со стороны спроса повысился вес потребления домашних хозяйств при снижении доли валового накопления основного капитала. Со стороны производства повысилась доля услуг, в которых преобладает бюджетный сектор (государственное управление, здравоохранение, образование) за счет снижения веса обрабатывающих производств, а также торговли.

В 2012 году российская экономика перешла к новой фазе роста, характеризующейся замедлением как инвестиционного, так и потребительского спроса, на фоне ослабления внешнего спроса.

Одним из ключевых факторов посткризисного роста в 2010 - 2011 годах стало восстановление спроса на производственные и товарные запасы. По мере выхода на предкризисные объемы производства действие этого фактора к 2012 году оказалось полностью исчерпано. Одновременно 2012 год характеризовался усилением негативных тенденций в мировой экономике и достаточно неблагоприятными погодными условиями, которые привели к потере части урожая и росту цен на продовольствие. Динамика большинства экономических показателей начала замедляться со второй половины 2012 года. Существенно замедлились развитие промышленного производства, рост инвестиций, строительства, а также розничного товарооборота, что привело, по оценке Минэкономразвития России, к замедлению общеэкономической динамики до 3,5% против 4,3% в 2011 году.

Одними из факторов роста в 2012 году, которые обеспечили относительно уверенный рост потребительских расходов, стали ускорение снижения нормы сбережения домашних хозяйств и рост заработной платы, прежде всего в бюджетном секторе. Рост реальной заработной платы ускорился с 2,8% в 2011 году до 7,8% в 2012 году в основном благодаря существенному повышению оплаты труда военнослужащих, а также работников секторов образования и здравоохранения. Норма сбережения снизилась со среднего уровня 12% в 2011 году менее чем до 9% во второй половине 2012 года. Это во многом было связано со значительным ускорением темпов кредитования населения, которое составило на конец года почти 40%. При этом в 2012 году возобновилось ужесточение денежной политики. В сентябре Банк России повысил процентную ставку, а динамика агрегата М2 снизилась с 22% в начале года до 12% в конце. Это предопределило быстрое замедления роста кредита нефинансовым организациям, который замедлился до 13%. Повышение стоимости кредитования начало негативно влиять на динамику инвестиций во второй половине года.

Другим фактором 2012 года стало резкое замедление темпов роста импорта и большая ориентация внутреннего спроса на отечественную продукцию. Рост импорта замедлился до 5,3% против 20-28% в 2010 - 2011 годах, несмотря на снижение части импортных пошлин. Во многом это замедление было связано не только со снижением роста внутреннего спроса с 9,1% в 2011 году до 4,8%, но и со значительным изменением структуры роста спроса в пользу менее ориентированного на импорт потребительского спроса за счет сокращения спроса на запасы.

Таким образом, 2012 год в целом характеризовался переходом к новой более низкой траектории экономического роста даже на фоне сохранения высоких экспортных доходов и стимулирующей бюджетной политики - факторов, которые могут быть исчерпаны в ближайший период.

Таблица 1 Основные показатели социально-экономического развития России в 2001 - 2012 годах

(рост в % в среднем за год)

Индекс потребительских цен, на конец года

Индекс промышленного производства

Индекс производства продукции сельского хозяйства

Инвестиции в основной капитал

Реальные располагаемые денежные доходы

Реальная начисленная среднемесячная заработная плата

Оборот розничной торговли

Объем платных услуг населению

Счет текущих операций, в % к ВВП

Денежная масса в национальном определении (агрегат М2)

Таблица 2 Динамика государственного долга

(% к ВВП, на конец периода)

Государственный долг Российской Федерации

Совокупный объем нефтегазовых фондов

Чистый государственный долг

Список используемых источников

1. Гасанов М.А., А.П. Тютюшев - Современные тенденции формирования новых структур в экономике / А.П. Тютюшев. 2012

2. Нешитой А. С. Эволюция смены экономической системы России // Инвестиции в России.2012.

3. Сухарев О. С. Экономическая политика и развитие промышленности.: Финансы и статистика, 2011.

4. Сухарев О. С. Структурный анализ экономики.: Финансы и статистика, 2012

5. Барышева Г. А., Васечко Д. Ю. Тенденции и характеристика сдвигов в технологическом комплексе российской экономики 2011

6. Баранов А.О., Гильмундинов В.М., Павлов В.Н. Экономика России в ближайшие годы. - 2012.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Экономическое и юридическое содержание отношений собственности и их место в экономической системе общества. Формы собственности и формы хозяйствования в экономике России. Разгосударствление экономики и приватизация собственности: содержание, формы, пути.

Сущность собственности как экономической категории, ее виды в рыночной экономике. Особенности преобразования собственности в переходной экономике России. Основные этапы российской приватизации, ее экономическая классификация. Анализ законодательных актов.

Экономическое и юридическое содержание отношений собственности и их место в экономической системе общества. Формы собственности и формы хозяйствования в России. Особенности процесса разгосударствления и приватизации собственности в РФ и их цели.

Рассмотрение проблемы собственности в экономике России. Классификация объектов собственности: недвижимое и движимое имущество, интеллектуальная собственность. Правомочия собственника: владение, пользование и распоряжение. Этапы приватизации в России.

Сущность государственного долга и причины его возникновения. Формы и виды государственного долга. Текущие состояние внешнего государственного долга Российской Федерации. Влияние государственного долга Российской Федерации на национальную экономику.

Сущность частной собственности как экономической категории. Понятие и виды частной собственности. Исторические аспекты развития частной собственности. Частная собственность, её место и роль в экономике. Общие перспективы развития частной формы собственнос

Сущность внутреннего и внешнего государственного долга. Причины его возникновения и влияние на финансовое состояние экономики. Методы и способы стабилизации государственного долга. Особенности государственного долга Беларуси, способы его сокращения.

Понятие собственности, ее юридическое и экономическое содержание. Признаки классификации форм собственности. Критерии эффективности преобразований собственности. Особенности преобразования, приватизации и разгосударствления собственности в России.

Понятие, место и роль собственности в экономической теории. Понятие и экономическое содержание частной собственности. Место и роль частной собственности в экономике и перспективы ее развития. Особенности кооперативной и коллективной собственности.

Содержание государственной собственности. Пучок прав собственности Р. Коуза. Формы собственности в современной России. Функционирование предприятий государственной собственности в условиях перехода к рынку. Роль государственного сектора в экономике.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

© 2000 — 2017, ООО «Олбест» Все права защищены

Источник:

revolution.allbest.ru

Отсутствует Экономическое развитие России № 3 2012 в городе Казань

В представленном каталоге вы имеете возможность найти Отсутствует Экономическое развитие России № 3 2012 по доступной цене, сравнить цены, а также изучить иные предложения в категории Бизнес и экономика. Ознакомиться с параметрами, ценами и рецензиями товара. Доставка может производится в любой населённый пункт России, например: Казань, Иваново, Набережные Челны.