Каталог книг

Михаил Борисович Глотов История российской социологии. Учебное пособие для академического бакалавриата

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Учебное пособие знакомит читателя с широкой ретроспективой развития российской социологической мысли и обращает внимание на актуальность социологических идей не только в те времена, когда эти идеи были включены в самый разнообразный спектр анализа общественной жизни, но и в настоящее время. Знание социологических идей и теорий прошлого поможет правильному пониманию современных процессов функционирования общества. Отличительной особенностью данного издания является то, что изложение концептуальных положений основоположников русской социологии предваряют краткая биографическая справка и перечень их основных социологических публикаций. После каждой главы студент может проверить качество усвоения пройденного материала, используя вопросы для самоконтроля.

Характеристики

  • Форматы

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Воронцов А., Глотов М., Громов И. История российской социологии. Учебное пособие Воронцов А., Глотов М., Громов И. История российской социологии. Учебное пособие 643 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Михаил Борисович Глотов История российской социологии. Учебное пособие для академического бакалавриата Михаил Борисович Глотов История российской социологии. Учебное пособие для академического бакалавриата 429 р. litres.ru В магазин >>
Михаил Борисович Глотов История зарубежной социологии. Учебное пособие для академического бакалавриата Михаил Борисович Глотов История зарубежной социологии. Учебное пособие для академического бакалавриата 459 р. litres.ru В магазин >>
Воронцов А., Глотов М., Громов И. История зарубежной социологии. Учебное пособие Воронцов А., Глотов М., Громов И. История зарубежной социологии. Учебное пособие 683 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Михаил Борисович Глотов Социологическое исследование экономических и политических процессов 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата Михаил Борисович Глотов Социологическое исследование экономических и политических процессов 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата 249 р. litres.ru В магазин >>
Гиленсон Б. История зарубежной литературы. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата Гиленсон Б. История зарубежной литературы. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата 1193 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Ивин А., Никитина И. История философии. Учебное пособие для академического бакалавриата Ивин А., Никитина И. История философии. Учебное пособие для академического бакалавриата 495 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

НАЧАЛО ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ Автор: М

«НАЧАЛО ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ Автор: М. Б. ГЛОТОВ ГЛОТОВ Михаил Борисович - доктор социологических наук, . »

Социологические исследования, № 3, Март 2010, C. 127-133

НАЧАЛО ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ

Автор: М. Б. ГЛОТОВ

ГЛОТОВ Михаил Борисович - доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и

психологии Государственной полярной академии (Санкт-Петербург).

Аннотация. Представлена периодизация процесса институциализации социологии в России.

Охарактеризованы особенности начального периода (1861 - 1917 гг.). Показано участие М. М.

Ковалевского в институциализации российской социологии. Обозначены основные вехи становления социологического образования, рассмотрено формирование первых в России социологических ассоциаций.

Ключевые слова: Этапы институциализация социологии в России * социологические направления и школы * социологическое образование * социологические ассоциации История социологии как науки может быть рассмотрена в двух аспектах. Первый - ее институциализация, второй - ход развития теоретических и эмпирических социологических исследований. В большинстве монографий и учебных пособий по истории социологии первый аспект представлен, как правило, фрагментарно, особенно с точки зрения документальных источников. Отдельные моменты процесса институциализации отечественной социологии зафиксированы в работах А. О. Бороноева, И. А. Голосенко, Ю. М. Ермакович, А. Г. Здравомыслова, В. В. Козловского, Е. И. Кукушкиной, Г. В. Осипова, С. С.

Новиковой, Л. Н. Москвичева, Б. М. Фирсова и др. [1, 3, 4, 7]. Как отмечают Е. И. Кукушкина и Е. К.

Прокудина, "в силу целого ряда обстоятельств процесс становления и развития в России социологии оставался (а во многом и продолжает оставаться) малоизвестным - не только за рубежом, но и в нашей стране" [2, с. 3].

Институциализация социологии - это исторический процесс становления ее как автономной отрасли научного знания и официального признания общественной значимости. Следует отметить следующие необходимые моменты этого процесса: введение термина "социология" в научный лексикон; публикация работ и периодических изданий, посвященных социологическим проблемам; проведение научных социологических форумов; организация социологических ассоциаций, научных социологических центров;

введение общего и профессионального социологического образования; учреждение ученых степеней и званий по социологии.

В каждой стране институциализация социологии имела свою специфику и различную последовательность реализации. В России, в отличие от стран Западной Европы и США, этот процесс происходил дважды.

Первый раз социология приобретала в России статус самостоятельной науки с 60-х годов XIX века до начала 30-х годов стр. 127 XX века. Процесс институциализации социологии возобновился в СССР во второй половине 1950-х годов и завершился в 1990-е годы. В этом растянувшемся на 130 лет процессе можно условно выделить четыре периода: 1. Начальный период - с 1861 г. по октябрь 1917 г.; 2. Период институциализации в условиях советской власти - с ноября 1917 г. до 1923 г.; 3. Восстановительный период - с середины 1950-х годов до 1984 г.; 4. Заключительный период - с 1985 г. до 2000 г.

В статье Л. Н. Москвичева достаточно четко обозначаются сущность данного процесса и его этапы. Однако основное внимание автор сосредоточил на третьем и заключительном периодах, уделив первому периоду всего два абзаца [3, с. 5]. В этой связи представляется значимым более подробное освещение того, как происходила институциализация социологии в России в период с 60-х годов XIX века до октября 1917 г.

Среди особенностей начального периода институциализации социологии в России следует отметить, вопервых, влияние на него процессов становления социологии как автономной науки в странах Западной Европы и США. Многие из тех, кто закладывал фундамент российской социологии, находясь за границей, принимали активное участие в институциализации западной социологии: публиковали свои работы, читали в университетах лекции по социологии, являлись членами социологических ассоциаций, выступали на социологических форумах. В качестве примера можно привести активное включение в научную жизнь стран Запада известных русских социологов Н. И. Кареева, М. М. Ковалевского, П. Ф. Лилиенфельда, Л. И.

Мечникова, Г. В. Плеханова, Е. В. Де Роберти, К. М. Тахтарева. Наиболее активное участие принимал М. М.

Ковалевский. Он читал лекции по социологии в парижском "College libre des sociale", a также в Оксфордском, Новобрюссельском и Стокгольмском университетах, в университетах Чикаго и СанФранциско. М. М. Ковалевский установил научные контакты с ведущими западными социологами Г.

Спенсером, Э. Дюркгеймом, Р. Вормсом, К. Марксом и Ф. Энгельсом, плодотворно сотрудничал с иностранными журналами и издательствами. Так, в основанном в 1893 г. журнале "Обзор международной социологии " он опубликовал статью, посвященную вопросам преподавания социологии. За границей им были написаны и опубликованы работы: "Социология и сравнительная история права" (1902) и "Этнография и социология" (1904). В июле 1893 г. в Париже был учрежден Международный социологический институт, а в октябре 1894 г. этим институтом был проведен Первый всемирный конгресс социологов, в числе его ведущих организаторов и участников был М. М. Ковалевский. Он также являлся членом парижского "Общества социологов", а в 1907 году был избран президентом Международного социологического института.

Во-вторых, в силу того, что среди первых российских социологов большинство составляли оппозиционно и революционно настроенные мыслители, официальные власти, используя запретительные меры, всячески затрудняли процессы институциализации российской социологии. Николай I предписал цензорам не допускать использование в публикациях терминов "общество", "революция", "прогресс". Был введен запрет на ввоз в Россию литературы социологического содержания. Издание работ О. Конта длительное время было запрещено цензурой ввиду того, что его сочинения "разрушают господствующие верования". Как отмечает Е. И. Кукушкина, "при монархическом режиме само слово "социология" было на нелегальном положении" [4, с. 26]. И. А. Голосенко, характеризуя первые годы институциализации социологии в России, утверждает, что она "находилась в придушенном состоянии" [5, с. 23]. Значительная часть прогрессивных российских социологов подверглась со стороны царского правительства политическим репрессиям (увольнения, ссылки, вынужденная эмиграция, тюремное заключение). В их числе были М. А. Бакунин, А.

И. Герцен, Б. А. Кистяковский, М. М. Ковалевский, П. А. Кропоткин, П. Л. Лавров, Л. И. Мечников, Я. А.

Новиков, Л. Е. Оболенский, Л. И. Петражицкий, Г. В. Плеханов, Е. В. Де Роберти, П. А. Сорокин, А. И.

Стронин, В. И. Ульянов (Ленин), Н. Г. Чернышевский, С. Н. Южаков.

В-третьих, если в Западной Европе (за исключением Германии) и в США вплоть до конца XIX века институциализация социологии происходила главным образом в рамках позитивистского направления, то в дореволюционной России этот процесс стр. 128 развивался при наличии широкого плюрализма школ. П. А. Сорокин в статье "Русская социология в XX веке ", опубликованной в 1927 г. в "Американском социологическом журнале" (т. 31), отмечал, что к началу XX века в России сложились следующие основные социологические школы: марксистская, субъективная, психологическая, бихевиористская, формальная, механическая, юридическая и историческая [2, с. 139]. И.

А. Голосенко и В. В. Козловский в числе основных направлений российской социологии второй половины XIX - начала XX века выделяют субъективную школу, историческую школу, географическое направление, генетическую социологию и марксистскую социологию [6], а С. С. Новикова - социологические теории народников, субъективную школу, натуралистическое направление, психологическое направление, плюралистическую школу, ортодоксальный и легальный марксизм, неокантианство и неопозитивизм [7].

Отправной точкой институциализации социологии в России условно можно считать введение термина "социология" в русский научно-публицистический лексикон. Первым, кто познакомил российского читателя с термином "социология", был В. Н. Майков, опубликовавший в 1845 г. статью "Общественные науки в России". Однако сам он в этой статье высказывался против употребления контовского термина "социология" при обозначении новой научной дисциплины, предлагая для этого использовать другой термин социальная философия".

Институциализация социологии в России начиналась с издания переводов работ зарубежных социологов.

Несмотря на цензурные трудности, на русский язык были переведены и прокомментированы труды основоположников социологии и известных западных социологов: О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Р.

Вормса, К. Маркса и Ф. Энгельса, Г. Тарда, Л. Гумпловича, Г. Лебона, М. Вебера, Г. Зиммеля, Ф. Тенниса, Ф. Гиддингса, Л. Уорда и других. В 1866 г. было начато издание Собрания сочинений Г. Спенсера в семи томах. В 1873 г. в журнале "Знание" (N 2, 4, 9) была опубликована его работа "Изучение социологии", а в 1880 г. И. В. Лучицкий перевел и издал в Киеве его "Начала социологии". В 1887 г. в журнале "Научное обозрение" (N 7, 9 - 12) была опубликована работа Ф. Гиддингса "Основы социологии", а в 1898 г. отдельным изданием вышла его работа "Принципы социологии ". В 1891 г. было осуществлено издание работы Л. Уорда "Динамическая социология ", но поскольку она печаталась без предварительной цензуры, первый том был изъят из торговли и сожжен. Однако в 1901 г. другая работа Л. Уорда "Очерки социологии " стала доступна российскому читателю. В 1892 г. был опубликован русский перевод работы Г.

Социологический этюд ". Основной труд О. Конта "Курс позитивной философии " издавался в СанктПетербурге в 1899 - 1900 годах. В те же годы на русском языке вышли работы Э. Дюркгейма "Метод социологии" и "Разделение общественного труда". О публикациях работ зарубежных социологов в начальный период институциализации социологии в России (подробно см.: [8]).

Первыми отечественными публикациями, в заглавии которых был использован термин "социология", стали работы П. Л. Лаврова "Социологи - позитивисты " (1872) и "О методе в социологии" (1874), И. В.

Лучицкого "Описательная социология, или Группы социологических факторов, классифицированные и распределенные Г. Спенсером" (1878), Е. В. Де Роберти "Социология: Основная задача ее и методологические особенности, место в ряду наук, разделение и связь с биологиею и психологиею " (1880), Л. И. Мечникова "Школа борьбы в социологии" (1884), С. Н. Южакова "Социологические этюды" (в 2-х т., 1891), Н. И. Кареева "Историко-философские и социологические этюды" (1895) и его же "Введение в изучение социологии: лекции" (1897, 1907, 1913). Как отмечал Н. И. Кареев, с появлением работ П. Л.

Лаврова в России "началось развитие социологической литературы" [9, с. 193].

По подсчетам И. А. Голосенко, в России за период с 1861 по 1910 г. издавалось следующее количество книг и брошюр по социологии: 1861 - 1870 годы - 141, 1871 - 1880 годы - 153, 1881 - 1890 годы - 158, 1891 - 1900 годы - 380,1901 - 1910 годы - 1183 [10, с. 175]. Н. И. Кареев в библиографии к работе "Введение в изучение социологии" (1897) приводит список 260 работ по социологии отечественных авторов.

стр. 129 Уже в начальный период институциализации социологии в России в издаваемых тогда журналах "Вестник знания" и "Вестник психологии" имелась постоянная рубрика "Социология". В 1901 - 1902 годах С. И.

Гальперин предпринял попытку издавать альманах по типу "Ежегодника социологии " Э. Дюркгейма. Были изданы два сборника, посвященных обзору мировой социологии. В 1910 - 1913 годах были изданы пять выпусков серии "Родоначальники позитивизма". В 1913 - 1914 годы по инициативе М. М. Ковалевского предпринимается попытка первого в России периодического издания - сборника "Новые идеи в социологии ".

Всего вышло четыре сборника, в которых были опубликованы статьи известных отечественных и зарубежных социологов. По мнению П. А. Сорокина, "Новые идеи в социологии " "заменяли собой социологический журнал" [2, с. 141].

А. И. Голосенко и В. В. Козловский утверждают, что в России "социологическое образование начало осуществляться с конца 1870-х - начала 1880-х годов в качестве необязательного спецкурса в Университете и Политехническом институте Петербурга, в Москве, Варшаве, Харькове" [6, с. 19]. Н. И. Кареев, характеризуя состояние социологического образования в России второй половины XIX века, писал: "у нас в России еще в конце семидесятых и начале восьмидесятых годов в Московском университете читались Ковалевским, занимавшим тогда кафедру государственного права и истории иностранных законодательств, курсы по эволюции общественных форм на основании сравнительного изучения. Другой пример представляют собой лекции петербургского профессора Коркунова по энциклопедии права, в которых отводится довольно видное место чисто социологическим вопросам". Сам Н. И. Кареев тогда читал в Петербургском университете "курсы по теории истории, которые по самому существу дела имели чисто социологическое содержание" [2, с. 35]. Как вспоминал П. А. Сорокин: "Несмотря на отсутствие официального признания социологии как науки, многие социологические проблемы обстоятельно рассматривались в лекционных курсах, посвященных праву, экономики, теории и философии истории, политическим наукам, криминологии, этнографии и т.д." [11, с. 59]. Первый систематический курс лекций по социологии был прочитан Н. И. Кареевым в середине 90-х годов XIX века в Санкт-Петербургском университете. В 1895 г. им была составлена программа изучения социологии. В этом же году С. Н. Южаков опубликовал в журнале "Русское богатство " свой план преподавания социологии.

В 1900 г. во время работы Всемирной промышленной выставки в Париже начала свое функционирование Международная школа. Ее основателями выступали ведущие социологи Франции, Германии, Англии, США и России, которые представляли свои национальные секции. Одним из директоров Международной школы был М. М. Ковалевский, председателем русской секции был И. И. Мечников, вице-председателями М. М.

Ковалевский и Е. В. Де Роберти. После окончания выставки по инициативе М. М. Ковалевского, Е. В. Де Роберти и Ю. С. Гамбарова в Париже была организована "Русская группа международной ассоциации для развития наук, искусств и воспитания", которая совместно с Русским студенческим обществом в Париже организовала цикл лекций по общественным наукам и провела организационную работу по открытию в Париже Высшей Русской школы общественных наук.

Открытие 14 ноября 1901 г. в Париже Высшей Русской школы общественных наук А. О. Бороноев и Н. Г.

Скворцов считают "первым отечественным опытом обучения социологии, прообразом социологического факультета" [12, с. 131]. Ведущим направлением обучения в Высшей Русской школе общественных наук было социологическое образование, применение социологии к экономическим, политическим и духовным процессам в России. Руководителями школы были М. М. Ковалевский и Е. В. Де Роберти, а ее директором бывший министр просвещения Франции Леон Буржуа. Лекторами школы выступали как ее организаторы, так и известные русские ученые и общественные деятели: Н. И. Кареев, П. Л. Лавров, Г. В. Плеханов, В. И.

Ульянов (Ленин) и французские социологи - Р. Вормс, Э. Дюркгейм, Г. Тард. Задачу Высшей Русской школы общественных наук в Париже М. М. Ковалевский определил следующим обстр. 130 разом: "В нашей Школе социология, как наука не сложившаяся, будет преподаваться более с точки зрения ее метода и научных задач" [2, с. 441].

Слушателями Высшей Русской школы в основном были русские эмигранты, не имевшие возможности и получить образование у себя на родине. Принимался любой, подавший прошение, обучение было бесплатное. Среди слушателей был постоянный контингент (360 человек) и посетители отдельных лекций (до 500 человек). Профессорско-преподавательский состав Высшей Русской школы насчитывал 50 человек.

Лекции в основном читались на русском языке. Учебный план предусматривал широкий круг общественных дисциплин, которые, как отмечал М. М. Ковалевский, в "одном фокусе" объединяют науки, составляющие фундамент развития социологии. В Высшей Русской школе М. М. Ковалевский читал курс "История социальных классов в России", Е. В. Де Роберти - курс "Общей социологии", Н. И. Кареев - курсы "Социология в России" и "Роль личности в истории". За время существование Высшей Русской школы ее слушателями были более 2000 человек [13]. Однако, несмотря на популярность и успехи Высшей Русской школы общественных наук, в 1905 г. она была закрыта, а ее основателям под угрозой лишения российского подданства было "рекомендовано" вернуться на родину.

Вернувшись в 1905 г. из эмиграции, М. М. Ковалевский совместно с П. Ф. Лесгафтом - основоположником научной системы физического воспитания, открыли в Петербурге Высшую вольную школу, которая, по их замыслу, должна была продолжить традиции Парижской Высшей Русской школы общественных наук. В Высшей вольной школе впервые в России было введено преподавание социологии как обязательного предмета. Однако царское правительство вскоре закрыло это частное учебное заведение.

Согласно архивным данным, первая кафедра социологии в России была образована в 1907 г. по инициативе М. М. Ковалевского и выдающегося русского психолога В. М. Бехтерева в учрежденном 9 июня 1907 г.

частном Санкт-Петербургском Психоневрологическом институте. Несмотря на исходивший от министра народного просвещения Л. А. Кассо запрет преподавать социологию, В. М. Бехтереву удалось получить личное разрешение Николая II на ее преподавание. 1 октября 1907 г. М. М. Ковалевский был избран профессором Психоневрологического института по кафедре социологии, а с февраля 1908 г. приступил к чтению лекций [14, с. 179]. На Торжественном заседании по поводу начала учебного процесса в Психоневрологическом институте 3 февраля 1908 г. М. М. Ковалевский выступил с речью "Задачи сравнительной истории учреждений " а Е. В. Де Роберти - "Задачи социологии".

М. М. Ковалевский в течение первых двух лет возглавлял кафедру социологии Психоневрологического института. Кроме этого он читал лекции по социологии на Высших курсах при лаборатории П. Ф. Лесгафта и в народном университете имени А. И. Лагутина. К преподаванию социологии М. М. Ковалевский привлек своих соратников и учеников - Е. В. Де Роберти, К. М. Тахтарева и П. А. Сорокина, которые впоследствии возглавляли кафедру социологии в Психоневрологическом институте.

В журнале "Вестник воспитания" (1912. Вып. 1) была опубликована программа курса "Общая социология", читаемого Е. В. Де Роберти в Психоневрологическом институте на общеобразовательном факультете. В 1916 г. К. М. Тахтарев опубликовал работу "Социология как наука о закономерностях общественной жизни: Введение в общий курс социологии, читаемый слушателям и слушательницам Психоневрологического института и Высших курсов П. Ф. Лесгафта ". Содержание лекций по социологии, которые читались М. М. Ковалевским за границей и в России, было представлено в его работах "Современные социологи" (1905), "Очерк развития социологических учений " (1906), "Социология " (в 2-х томах, 1910), "Современные французские социологи" (1913), "Развитие социологии на Западе и в России" (1913), "Очерк развития социологии в конце XIX - начале XX века" (1914). Там же в Психоневрологическом институте под руководством П. А. Сорокина была организована первая в России социологическая лаборатория "Рефлексология социальных групп".

стр. 131 В процессе институциализации социологии большое значение имело объединение тех, кто специально занимался социологией или интересовался данной наукой. Как отмечал И. А. Голосенко, в конце XIX века в университетах России создавались "студенческие социологические кружки", которыми руководили И. В.

Лучицкий, А. С. Лаппо-Данилевский, М. И. Туган-Барановский, Л. И. Петражицкий, Е. В. Де Роберта [15, с.

38]. В 1910 - 1911 годах под руководством Е. В. Де Роберти в Психоневрологическом институте функционировал социологический семинар. В 1911 г. при Московском университете было создано "Научное общество имени В. И. Чупрова для разработки общественных наук", на заседаниях которого обсуждались социологические проблемы.

В 1912 г. по инициативе М. М. Ковалевского при Историческом обществе Петербургского университета была образована социологическая секция. По этому поводу П. А. Сорокин написал небольшую статью "К обоснованию социологической секции Исторического общества при Санкт-Петербургском университете", опубликованную в N 48 за 1912 г. журнала "Запросы жизни". В том же году М. М. Ковалевский вместе с Е.

В. Де Роберти, Н. И. Кареевым и К. М. Тахтаревым предпринимают попытку создать русское научное социологическое общество. На квартире М. М. Ковалевского было проведено учредительное собрание; к сожалению, на этом все и закончилось. Но идея создания русского социологического общества была воплощена соратниками и учениками М. М. Ковалевского. На другой день после его смерти, 26 марта 1916 г. состоялось учредительное собрание Русского социологического общества имени М. М. Ковалевского.

Русскому социологическому обществу было присвоено его имя потому, что именно он внес самый существенный вклад в начальный период институциализации социологии в России [16].

На учредительном собрании председателем общества был избран А. С. Лаппо-Данилевский, секретарем - П.

А. Сорокин. Первоначально членами общества стали 62 известных ученых и общественных деятелей Петрограда (более подробно об истории создания и деятельности Русского социологического общества имени М. М. Ковалевского см.: [17]). Русское социологическое общество имени М. М. Ковалевского прекратило существование в 1922 г. В 1993 г. по инициативе декана социологического факультета СанктПетербургского государственного университета А. О. Бороноева усилиями преподавателей и студентов Социологическое общество имени М. М. Ковалевского было восстановлено.

Оценивая начальный период институциализации социологии в России, П. А. Сорокин утверждал, что русские социологи не только были хорошими учениками, не только усваивали и критически перерабатывали многие идеи на рубеже XIX-XX столетия, но и в ряде случаев шагнули дальше, пропагандируя то, что позднее повторили западные социологи. "Русская социология, - писал он, - была независимым и оригинальным продуктом отечественной мысли, вклад которой в мировую социологию был значителен" [18, с. 38].

1. Бороноев А. О., Ермакович Ю. М. М. М. Ковалевский и институциализация социологии в России // Социол. исслед. 1996. N 8; Голюсенко И. А., Козловский ВВ. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995; Ермакович Ю. М. М. М. Ковалевский и институциализация социологии в России // Максим Ковалевский и современная общественная мысль. Тезисы докладов. СПб., 2001; Здравомыслов А. Г. О судьбах социологии в России // Социол. исслед. 2000. N 3; История становления советской социологической науки в 20 - 30-е годы / под ред. З. Т. Голенковой. М., 1989; Москвичев Л. Н. Этапы институциализации отечественной социологии // Социология власти. N 6, 2004; Новикова С. С. Социология: история, основы, институциализация в России. М. - Воронеж, 2000; Она же. Институциализация академической социологии в России. М., 2000; Осипов Г. В. Возрождение отечественной социологии (как это было на самом деле) // Социол. исслед. 2008. N 6; Фирсов Б. М. История советской социологии 1950 - 1980. Курс лекций. СПб., 2001.

2. Социология в России XIX - начала XX веков / под ред. В. И. Добренькова. Вып. 1. М., 1997.

4. Кукушкина Е. И. Русская социология XIX - начала XX века. М., 1993.

5. Голосенко И. А. Предисловие к книге Кареев Н. И. Основы русской социологии. СПб., 1996.

6. Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995.

7. Новикова С. С. История развития социологии в России. М. - Воронеж, 1996.

8. Голосенко А. М., Скороходова А. С. Сочинения зарубежных социологов в русской печати середины XIX начала XX веков. Библиографический указатель. СПб., 1997; Зверев В. М. Сочинения ведущих западных социологов и отклики на них в русской печати середины XIX - начала XX веков // Из истории буржуазной социологической мысли в дореволюционной России. М., 1986. С. 176 - 191; Новикова С. С. Социология:

история, основы, институциализация в России. М. - Воронеж, 2000. С. 115 - 117.

9. Кареев Н. Н. П. Л. Лавров как социолог // П. Л. Лавров. Статьи, воспоминания, материалы. Пг., 1922.

10. Голосенко И. А. Процесс институциализации буржуазной социологии в России конца XIX - начала XX веков // Социол. исслед., 1978. N 2.

11. Сорокин П. А. Долгий путь. Сыктывкар, 1991.

12. Бороноев А. О., Скворцов Н. Г. Социология и социологическое образование в Санкт-Петербургском университете: традиции и современность // Социол. исслед. 2005, N 8.

13. Гамбаров Ю. С., Ковалевский М. М. Русская высшая школа общественных наук в Париже. Ростов-наДону, 1903; Ермакович Ю. М. Из истории Русской высшей школы общественных наук в Париже // Российская социология: историко-социологические очерки. М., 1997. С. 170 - 180.

14. Акименко М. А. В. М. Бехтерев и М. М. Ковалевский - опыт совместной работы // М. М. Ковалевский и российская общественная мысль. СПб., 2003.

15. Голосенко И. А. Преподавание социологии: историческая справка и вариант курса // Социол. исслед.

16. Бороноев А. О., Ермакович Ю. М. М. М. Ковалевский и институциализация социологии в России // Социол. исслед. 1996. N 8; Ермакович Ю. М. М. М. Ковалевский и институциализация социологии в России // Максим Ковалевский и современная общественная мысль. Тезисы докладов. СПб., 2001; Глотов М. Б.

Участие М. М. Ковалевского в процессах институциализации социологии // Социологическая эпистемология и методология в XXI веке: Материалы Первых Ковалевских чтений. СПб., 2006.

17. Бороноев А. О., Прилипко А. П. Возродим Русское социологическое общество им. М. М. Ковалевского // Социол. исслед. 1993. N 8; Социологическое общество им. М. М. Ковалевского. СПб., 2001.

18. Сорокин П. А. О русской общественной мысли. СПб., 2000.

«ЖУРНАЛ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ МЕДИА-КИТ 2016 О ЖУРНАЛЕ • Выпускается с 2004 г. • Периодичность: ежемесячно • Тираж: 84 000 экз. • Объем журнала: от 112 полос • Формат издания: 205 х 275 мм • Распространение: по всей России + Казахстан, Украина, Белоруссия • Рекомендованная розничная цена: 58 руб. • Объем аудитории одного номера в России: 562 400 чел.* • Объем полугодовой аудитории в России: 1 3 65 200 чел.* *TNS Gallup Media, по данным проекта NRS-Россия 2015/III, Март 2015 – Июль 2015 О. »

«УДК 159.923.2 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ И САМООТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ Н.Г. Макарова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Российский университет дружбы народов (Москва), Россия Аннотация. В статье рассмотрена мотивация достижения. Представлены составляющие самоотношения с их существенными характеристиками. Уделено внимание положительному отношению других к личности. Приведена факторная структура мотивации и самоотношения. Обозначены результаты. »

«Сведения о результатах публичной защиты Микаэлян Дианой Арменовной диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему: «Психологическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии», специальность 19.00.07 – педагогическая психология (психологические науки) Диссертационный совет Д 212.193.01 при ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» на своем заседании 2 апреля 2015 г. (Пр.№ 5) постановил. »

«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Институт человека Факультет психологии ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА Под общей редакцией академика В.А.Садовничего Москва УДК 59.9:796 ББК 88.4я7 П 863 Под общей редакцией академика В.А.Садовничего Психология спорта: Монография / Под ред. Ю.П. Зинченко, П 863 А.Г. Тоневицкого. — М.: МГУ, 2011. — 424 с. ISBN 978-5-9217-0048-2 В монографии представлены последние достижения спортивной психологии. Рассматриваются методологические основы спортивной. »

«Р.В. Бисалиев, С.А. Вешнева СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У АДДИКТОВ И ИХ РОДСТВЕННИКОВ Астрахань 2013 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Р.В. Бисалиев, С.А. Вешнева СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У АДДИКТОВ И ИХ РОДСТВЕННИКОВ Астрахань 2013 УДК 159.9 : 34.01 ББК 88.47 : 56.14 Б 65 Бисалиев Р.В., Вешнева С.А. Суицидальное поведение у аддиктов и их родственников Астрахань: ФГБОУ ВПО АГТУ. »

«Министерство образования и науки Российской Федерации Российский университет дружбы народов Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российская академия образования Психологический институт Лаборатория экопсихологии развития А.В. ИВАЩЕНКО, В.И. ПАНОВ, А.В. ГАГАРИН ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ Монография Москва Издательство Российского университета дружбы народов Утверждено ББК 74.58 РИС Ученого совета Российского университета дружбы народов Работа выполнена при. »

«Анатолий Апостолов МЕЖДУ СМИРЕНИЕМ И ПРОКЛЯТИЕМ (проклятие как средство психологической защиты) МОСКВА УДК 07 ББК 76.01 А 76 Апостолов А.Г. МЕЖДУ СМИРЕНИЕМ И ПРОКЛЯТИЕМ: проклятие как средство психологической защиты. – М.: 2010. -312с. Эта книга посвящена одному из исторически апробированных и эффективно действующих на практике психологических средств воздействия на сознание душегубов нашего времени – персональному и общественному проклятию как оружию справедливого возмездия в больном обществе. »

«УДК 159 ВЗГЛЯДЫ РАЗЛИЧНЫХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ VIEWS OF VARIOUS SEGMENTS OF THE POPULATION ON THE PSYCHOLOGICAL COUNSELING Колганова В. С., магистр 1 го курса специальности «Психологическое консультирование», Северо-Кавказский федеральный университет Kolganova V.S., Master of 1 course of a specialty Counselling, North-Caucasus Federal University e-mail: volkoffs@mail.ru Аннотация: в данной статье описаны результаты анализа литературных источников по проблеме. »

«Опыт психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения Злобина Л.Л., руководитель ТПМПК г. Зимы «Вероятно, что человечество победит раньше или позже и слепоту и глухоту и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически» Л. С. Выготский В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Распространение инклюзии на детей с. »

«Ц Е Н Т Р РА З В И Т И Я Н А У Ч Н О Г О С О Т Р У Д Н И Ч Е С Т В А СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ КНИГА 15 МОНОГРАФИЯ НОВОСИБИРСК УДК 159.9+37.013.77 ББК 88.40+74.66 С 56 Коллектив авторов: А.В. Апайчев, С.А. Борщенко, И.Е. Буршит, А.О. Гаврилова, Б.И. Гельцер, И.И. Данчук, М.П. Данчук, А.А. Зайко, Л.В. Зайцева, Е.В. Каерова, Е.Н. Карпанина, Е.Н. Комарова, Е.В. Крукович, Л.В. Матвеева, О.Л. Мололкина, Е.В. Протасова, В.Н. Рассказова, Н.Г. Садова, Т.В. »

«Екатерина Мурашова ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» и дети-«катастрофы» Гиподинамический и гипердинамический синдром у детей 2-е ИЗДАНИЕ Екатеринбург У-Фактория УДК 159.99 ББК 88.8 М91 Руководитель проекта «Психология детства» С. Е. Сапожникова М у р а ш о в а, Е. В. М91 Д е т и « т ю ф я к и » и д е т и « к а т а с т р о ф ы » : Гиподинамический и гипердинамический синдром / Е. В. М у р а ш о в а. — 2-е изд., доп. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 256 с. (Серия «Пси­ хология детства»). ISBN 978-5-9757-0171-8. »

«Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» ГОУ ВПО РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ Научно-информационный материал Клинико-психологическая диагностика и коррекция детей и подростков Состав научно-образовательного коллектива: Горячева Т.Г. доцент кафедры клинической психологии, к.психол.н, Забелоцкая А.В. ассистент кафедры клинической психологии, Попова Л.А. ассистент кафедры клинической психологии. »

«ЗАКЛЮ ЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 212.285.19 НА БАЗЕ ФГАОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б.Н. ЕЛЬЦИНА», МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПО ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА НАУК аттестационное дело № _ решение диссертационного совета от 29 сентября 2015 № 14 О присуждении Смирнову Александру Васильевичу, гражданство Российской Федерации, ученой степени доктора психологических наук. Диссертация «Базовые. »

«377 Дж. Голд. Основы поведенческой географии: психология и география. М., Прогресс, 1991. Издание книги по общим вопросам географии — большая редкость в нашей стране. Общие вопросы, теоретизирование, методологические дискуссии — все это не в чести у наших географов. Их наука — одна из самых эмпирических, ведь она посвящает себя вполне конкретному объекту — Земле, к тому же только ее поверхности. Объект этот весьма разнообразен, но мал, повторяемость явлений и процессов тут невелика и не. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В. Л. Чечулин Логико-семантические модели в психологии и их приложение Монография Пермь 2014 УДК 159.9; 165; 159.922.6; 373.1 ББК 88.37 Ч 57 Чечулин В. Л. Логико-семантические модели в психологии и их приложение: Ч57 монография / В. Л. Чечулин; Перм. гос. нац. исслед. »

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник:

os.x-pdf.ru

Михаил Борисович Глотов История российской социологии. Учебное пособие для академического бакалавриата в городе Ярославль

В данном каталоге вы сможете найти Михаил Борисович Глотов История российской социологии. Учебное пособие для академического бакалавриата по разумной стоимости, сравнить цены, а также изучить иные книги в группе товаров Детская литература. Ознакомиться с свойствами, ценами и рецензиями товара. Доставка осуществляется в любой населённый пункт России, например: Ярославль, Воронеж, Рязань.